Диагностика в работе классного руководителя Учитель иностранного языка МОУ «Суксунская средняя школа 2» Щербинина Елена Геннадьевна
Функции классного руководителя: Организационно-координирующая; Коммуникативная; Прогностическая; Целеполагания; Контроля и коррекции; Диагностическая; Аналитическая
Психолого – педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально – психологических особенностей ученика и социально – психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации УВП.
Задачи: Выявление реального состояния воспитательного процесса; Выявление возможностей развития ВП; Анализ изменений, происшедших в ВП. Изучение влияния различных условий на результаты работы. Определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.
Правила работы с диагностиками 1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат. 2. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле для исследовательской деятельности. 3. Результаты диагностики не должны обсуждаться людьми, не имеющими отношения к делам класса. 4. Любые результаты должны служить не во вред, а во благо класса. 5. По результатам должны вноситься коррективы в планирование воспитательной работы в классе. 6. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.
Приёмы и методы диагностики Педагогическое наблюдение; Социологический опрос(беседа, интервью, анкета); Тестирование; Создание педагогических ситуаций, Методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки; Изучение продуктов творческой деятельности учащихся; Проективные тесты; Графические и рисуночные темы, Сочинения и др.
Виды диагностик ПредварительнаяОперативнаяИтоговая
Компоненты диагностики Изучение индивидуальности учащихся, их личностных качеств, их личностного роста; Изучение уровня воспитанности школьников; Изучение состояния и условий семейного воспитания; Изучение становления и формирования классного коллектива; Изучение воспитательных влияний окружающей среды; Изучение эффективности педагогических средств.
Диагностические исследования Предмет изучения Методы и приёмы изучения Сроки изучения Субъект изучения Нравственная направленность учащихся Тест «Размышл. о жизненном опыте» СентябрьКл. рук. Интересы и увлечения Составление карты интересов ОктябрьКл. рук. Формирование коллектива класса Психодиагно- стика МайПсихолог Межличностные отношения СоциометрияАпрельПсихолог
Классификация диагностик по направлениям работы Здоровье Социометрия здоровья; Самооценка факторов риска здоровья; Отношение школьника к пагубным привычкам; Наркотики и я;
Общение Мы выбираем, нас выбираем; Любят ли вас окружающие? Как у вас соотносятся разум и сердце? Изучение уровня тревожности; Корректирую свои отношения; Изучение уровня социальной адаптации; Самооценка школьных ситуаций Кондаша
Нравственность Определение уровня эмпатийности; Репка, или какие качества я вырастил? Ценностные ориентации школьников; Ранжирование понятий; Хранилище человеческих качеств; Изучение уровня воспитанности, Изучение уровня толерантности
Интеллект, учёба Изучение уровня интеллектуального развития учащихся; Определение ведущих мотивов школьников; Я и мои способности; Изучение учебной мотивации и отношения к школьным предметам; Выявление степени сформированности побудительных умений учащихся
Семья Изучение взаимоотношений в системе «Родители – ребёнок»; Какие вы родители? Ранжирование понятий; Нравственные приоритеты семьи; Микроклимат в семье; Ребёнок глазами родителей, семья глазами ребёнка
Досуг Мониторинг досуговой деятельности; Рейтинг внеклассных дел; Защита авторских проектов; «Сказочный цветок»
Изучение классного коллектива Социометрическое исследование коллектива; Ассоциативный тест «Поймём друг друга»; Наши взаимоотношения; Тактика взаимодействия в классном коллективе; Психодиагностика классного коллектива (В.Соколовой) Методика неоконченного предложения; Характеристика групповой деятельности; Анкета «Я и мои школа и класс»; Методика А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив»; Изучение уровня самоуправления в классе
ТУСОВКа (Тест уровня сотрудничества в классе) Ценность школы Ценность класса Ценность личности Ценность творчества Ценность диалога Ценность рефлексии Оценка креативности Оценка диалогичности КР Оценка рефлексивности КР Откровенность
ТУСОВКа 9 «В»