Формирование логико - алгоритмического мышления на уроках математики в начальной школе. Подготовила: учитель начальных классов МОУ СОШ 22 Васина Т.П.
«Главная задача обучения математике, причём с самого начала, с первого класса, - УЧИТЬ МЫСЛИТЬ » А.А. Столяр УЧИТЬ РАССУЖДАТЬ, УЧИТЬ РАССУЖДАТЬ,
Верно ли, что все треугольники – красные; все круги – синие; некоторые круги – синие; каждый треугольник – красный; все квадраты – белые? …треугольники – красные, … круги – синие. Выберите из слов все, некоторые, каждый нужное и запишите его вместо точек, чтобы предложения были верными: …треугольники – красные, … круги – синие.
Один ученик выполнил задание так: Другой ученик выполнил то же самое задание так: Учитель проверил и сказал, что оба ученика выполнили задание правильно. Подумайте каким было задание.
Прием сравнения Форма Форма, цвет Форма, размер
Выявите закономерность в расположении а) фигур: б) чисел: … Вставьте пропущенное число: 5, 15, 25, …, 45.
Запишите все числа от 1 до 9. Подчеркните числа 6, 7, 8, 9. Объясните, какие числа нужно подчеркнуть, не перечисляя их. (Нужно подчеркнуть однозначные числа, которые больше 5, но меньше 10) Решите записанные примеры. Подчеркните те, в ответе которых получилось 7. Задания на установление отношений
Группировка предметов Распределите записанные числа в две группы – однозначные числа и двузначные: 1, 25, 77, 7, 10, 9, 19. Разделите фигуры по цвету, по форме.
что она ум Математику затем учить надо, в порядок приводит
З а д а ч а Миша сильнее Пети, но слабее Кирилла. Кирилл сильнее Миши, но слабее Бори. Кто из них самый сильный, а кто на втором месте по силе? Б КМП Сильнее Слабее Сильнее Слабее Б К М П
Виды логических задач задачи на соответствие и исключение неверных вариантов; задачи на упорядочивание множеств; турнирные задачи; числовые ребусы; задачи о лгунах; игровые логические задачи; игры мудрецов
Алгоритм мышления - часть научного взгляда на мир.
Граф - схемы Ввод Вывод
З а д а ч а Даны 4 ведёрка различного цвета с разным количеством шаров в каждом. Переложи шары согласно программе: Б Г К Б Ч К Какое количество шаров теперь в каждом ведёрке?
Комбинаторика Сколько двузначных чисел можно составить с помощью цифр 1, 2, 3 и 4?
В классе играли в шахматы 4человека: Маша, Саша, Игорь и Наташа. Какие были пары игроков, если все они сыграли друг с другом по одному разу? Из лагеря вышли 4 туриста: Вася, Галя, Толя и Лена. Вася идёт позади Лены, Толя позади Гали, а Лена позади Толи. В каком порядке идут ребята? Маша Саша ИгорьНаташа Вася Толя Галя Лена
«Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми»
Направления олимпиадных заданий числовые ряды, закономерности, ребусы; «текстовые» задачи (классические арифметические задачи); логика (в том числе алгоритмизация); геометрия (задачи на наглядно – образное мышление: «разрезалки», «складывалки», «развёртки» и т. д.) комбинаторика (задачи на перебор вариантов); творческие задания