« Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках » Докладчик : Дорожко Татьяна Михайловна
Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса.
Мотивация – « совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность »
Мотивация – это некий циклический процесс непрерывного взаимного воздействия, преобразования, в котором субъект и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом чего становится то или иное поведение.
Мотивация - это система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности
Мотивация включает в себя много разных побуждений : смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции, сопровождающие учебный процесс. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.
Уровни развития учебной мотивации : 1. Отрицательное отношение к учению. 2. Нейтральное отношение к учению. 3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. 4. Положительное отношение к учению. 5. Активное, творческое отношение к учению. 6. Личностное, ответственное отношение к учению.
Мотив учения это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Виды мотивов : познавательные и социальные. Уровни мотивов : познавательные мотивы имеют уровни : широкие познавательные мотивы ; учебно - познавательные мотивы ; мотивы самообразования ; социальные мотивы имеют уровни : широкие социальные мотивы ; узкие социальные мотивы ; мотивы социального сотрудничества.
Качества мотивов : содержательные, связанные с характером учебной деятельности ( осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность и др.); динамические, связанные с психофизиологическими особенностями ученика ( устойчивость мотива, его сила и выраженность, эмоциональная окраска мотивов и др.);
Психолого - педагогические условия связаны с формированием личностных психологических механизмов развития мотивации ( ощущение чувства успеха, компетентности в данном вопросе, понимание цели выполняемой работы и др.) Организационно - педагогические условия связаны с уровнем организации и стимулирования образовательного процесса ( оценка, отметка, право выбора задания, партнера, кружка, факультатива и др.)
Мотивация учащихся отражается : в понимании, оценке и принятии учебной задачи ; в определении конечных и промежуточных целей работы ; в формировании направленности мышления ; в эстетическом восприятии мира ; в отношении к учителю ; в использовании прошлого опыта ; в использовании скрытых свойств объектов и т. д.
Управление развитием мотивации позволяет учителю : Управление развитием мотивации позволяет учителю : 1. Обоснованно планировать учебно - воспитательную работу на уроке : предвидеть направление поведения учеников и контролировать его ; согласовывать и прогнозировать усилия по достижению общей цели ; предотвращать возникновение одних и поощрять развитие других черт личности учащихся ;
2. Повышать эффективность учебно - воспитательной работы : развивать логическое мышление, интуицию, воображение учащихся ; формировать характер, нравственные черты личности ( объективность, настойчивость, честность, трудолюбие и т. д.)
3. Правильно оценивать результативность учебно - воспитательной работы. 4. Поддерживать доброжелательные отношения с учащимися, делать их активными участниками учебного процесса.
Мотивация создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность, помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процесс научения, сделать познаваемое личностно значимым.
Приемы мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках математики Зрительные ассоциации : - умножение одночлена на многочлен – « фонтанчик » - решение уравнений – « разматывание клубочка » - решение уравнений – « поездка заграницу »
Создание проблемной ситуации использование исторических фактов: -при изучении темы «Арифметическая прогрессия» решаем задачу из биографии К. Ф. Гаусса.
Благодаря этой работе мотивация, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения и воспитания. Она побуждает человека развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющее влияние на формировании личности и раскрытие ее творческого потенциала.