Составитель: Е.М. Белорукова, к.п.н., доцент АКИПКРО В презентации использованы материалы Н.Г. Калашниковой, д.п.н., профессора А.М. Соломатина, к.п.н., доцента Государственная политика в сфере образования 10 базовых признаков эффективного введения и реализации ФГОС 14 ноября 2011
-Мы действительно работаем по новым образовательным стандартам? -Как это понять и оценить? -Как действовать, чтобы эффективно ввести и реализовать ФГОС?-Как действовать, чтобы эффективно ввести и реализовать ФГОС? 10 базовых признаков обеспечения качества образования в условиях введения и реализации ФГОС Введение и реализация ФГОС
1 признак 1 признак Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС -Разработана и внедряется основная общеобразовательная программа начального общего образования (ООП НОО). -Последовательно реализуется план введения ФГОС. -Создан при необходимости Координационный совет введения ФГОС НОО. -С родителями школьников заключается договор о предоставлении начального общего образования. -Внесены изменения в Устав школы, приведены в соответствие с требованиями должностные инструкции. -Для организации внеурочной деятельности заключены (при необходимости) договоры о взаимодействии с УДО. -Действует система внутришкольного контроля с учётом требований ФГОС.
2 признак 2 признак Используется содержание образования, соответствующее требованиям ФГОС НОО 2 признак 2 признак Используется содержание образования, соответствующее требованиям ФГОС НОО -Список учебников и учебных пособий сформирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО. -Действует учебный план начального общего образования, соответствующий требованиям ФГОС НОО. -Рабочие программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
3 признак 3 признак Реализация образовательных технологий соответствует планируемым образовательным результатам -осуществляется реализация системно- деятельностного подхода; -используются типовые задачи (задания) формирования универсальных учебных действий, представленные в рабочих программах и поурочном планировании.
4 признак Организация внеурочной деятельности младших школьников взаимосвязана с целями и содержанием учебных программ и УМК -определена эффективная для школы модель внеурочной деятельности; -разработан инструментарий изучения потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей во внеурочной деятельности; -разработан и реализуется план внеурочной деятельности; -с учётом требований ФГОС НОО созданы и реализуются программы внеурочной деятельности.
5 признак 5 признак Действующие программы духовно- нравственного развития и воспитания, формирования ЗОЖ, коррекционной работы соответствуют требованиям ФГОС НОО -программы соответствуют требованиям ФГОС НОО; -оценивается эффективность программ, при необходимости проводится коррекция содержания и организационных форм.
6 признак 6 признак Разработана и действует система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО -наличие и реализация в каждом ОУ положения о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся НОО; -использование разнообразных методов и форм оценивания, взаимно дополняющих друг друга: стартовые диагностические работы на начало учебного года; стандартизированные письменные и устные работы; интегрированные контрольные работы; тематические проверочные (контрольные) работы; проекты; практические работы; творческие работы; диагностические задания; самоанализ и самооценка.
7 признак Реализуется модель преемственности дошкольного, начального и основного общего образования -начальная школа организует предшкольную подготовку (проводит занятия на собственной базе, используются интегрированные программы на уровне дошкольного и начального образования); -школа взаимодействует с ДОУ (по вопросам преемственности технологий обучения); -начальная школа решает задачи преемственности с основной школой (использует программы, методики, способы взаимодействия, оценивания образовательных результатов).
8 признак 8 признак Подготовка педагогических кадров осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС -при подготовке к аттестации используются результаты деятельности педагога с учётом квалификационной характеристики (учёт требований ФГОС к кадровым условиям); -повышение квалификации учителей связано с вопросами ФГОС; -учитель воплощает на практике освоенные на курсах повышения квалификации и в процессе самообразования технологии.
9 признак 9 признак Организация методической работы происходит с учётом требований ФГОС -тематика методической работы определена на основе основных задач ФГОС НОО; -план-график методической работы включает в себя семинары, консультации, открытые урока, внеклассные мероприятия по проблемам ФГОС; -реализуется сетевое взаимодействие в рамках методической работы по вопросам введение и реализации ФГОС НОО.
10 признак Используются и расширяются возможности ГОУ -в системе управления действуют соответствующие структуры управления (управляющий совет, попечительский совет, совет образовательного учреждения), обсуждающие вопросы введения ФГОС; -проводятся публичные отчеты, включающие в себя тематику ФГОС; -для управления используются информационные ресурсы, позволяющие рассматривать (обсуждать) основные вопросы введения ФГОС; -участники образовательного процесса и общественность в течение года получают полную информацию по ключевым позициям введения ФГОС НОО.