Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников Логинова Анастасия Аркадьевна кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра образовательных проектов издательства «Просвещение» Издательство «Просвещение»
ФГОС НОО III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования 16. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: 1.пояснительная записка; 2.планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; 3.учебный план начального общего образования; 4.программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; 5.программы отдельных учебных предметов, курсов; 6.программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 7.программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8.программа коррекционной работы; 9.система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 16. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: 1.пояснительная записка; 2.планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; 3.учебный план начального общего образования; 4.программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; 5.программы отдельных учебных предметов, курсов; 6.программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 7.программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8.программа коррекционной работы; 9.система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 2
ФГОС НОО III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; 3
ФГОС НОО III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно- нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.) Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно- нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). 4
ФГОС НОО II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования 13. Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться (!!!) в ходе различных мониторинговых исследований. 13. Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться (!!!) в ходе различных мониторинговых исследований. 5
Выводы (Часть I) Комплексная оценка результатов воспитательной деятельности в начальной школе – новое направление в образовательном процессе и новое направление психолого-педагогической работы, которая регламентируется требованиями заложенными в ФГОС НОО. Оценка воспитательной деятельности, реализуемой в классе (школе), является неотъемлемой частью реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Система оценки результатов воспитательной деятельности должна содержать описания критериев оценивания, состава инструментария, форм предоставления результатов, границы применения оценки и т.д.. Комплексная оценка результатов воспитательной деятельности в начальной школе – новое направление в образовательном процессе и новое направление психолого-педагогической работы, которая регламентируется требованиями заложенными в ФГОС НОО. Оценка воспитательной деятельности, реализуемой в классе (школе), является неотъемлемой частью реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Система оценки результатов воспитательной деятельности должна содержать описания критериев оценивания, состава инструментария, форм предоставления результатов, границы применения оценки и т.д.. 6
Подходы к изучению проблемы нравственного развития личности в зарубежной психологии Эволюционный (Р.Л. Триверс, Д. Капбелл, Р. Доукинс и др.) Психоаналитический (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Эриксон и др.) Гуманистический (В. Франкл, Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу и др.) Когнитивистский (Ж. Пиаже, Л. Колберг) Интегративный (К. Гиллиган, Н. Айзенберг, Дж. Рест, М. Хоффман и др.) и т.д. Эволюционный (Р.Л. Триверс, Д. Капбелл, Р. Доукинс и др.) Психоаналитический (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Эриксон и др.) Гуманистический (В. Франкл, Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу и др.) Когнитивистский (Ж. Пиаже, Л. Колберг) Интегративный (К. Гиллиган, Н. Айзенберг, Дж. Рест, М. Хоффман и др.) и т.д. 7
Основные направления научно-исследовательской деятельности Л.И. Божович в области нравственного развития личности: 1) Раскрытие проблемы нравственного развития («нравственного мировоззрения») как составляющей сложного процесса развития личности в целом. 2) Изучение проблемы развития личности, в том числе и нравственного как высшего уровня психического развития. 3) Изучение возрастных закономерностей формирования нравственного сознания личности. 4) Разработка научных основ психологии воспитания и конкретно- психологических рекомендаций, направленных на нравственное развитие учащихся в процессе воспитательной работы в школе. 1) Раскрытие проблемы нравственного развития («нравственного мировоззрения») как составляющей сложного процесса развития личности в целом. 2) Изучение проблемы развития личности, в том числе и нравственного как высшего уровня психического развития. 3) Изучение возрастных закономерностей формирования нравственного сознания личности. 4) Разработка научных основ психологии воспитания и конкретно- психологических рекомендаций, направленных на нравственное развитие учащихся в процессе воспитательной работы в школе. 8
Выводы (Часть II) Исследование нравственного развития необходимо для обеспечения эффективности воспитательного процесса. Для оценки эффективности реализуемой образовательным учреждением Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся необходима организация комплексного исследования (нравственное развитие учащихся; содержание воспитательной программы; развивающая образовательная среда; характер взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников). В рамках исследования нравственного развития учащихся необходимо использовать научно обоснованные подходы и методы исследования. Изучение нравственного развития учащихся имеет ряд ограничений и предполагает соблюдение этических правил исследования. Исследование нравственного развития необходимо для обеспечения эффективности воспитательного процесса. Для оценки эффективности реализуемой образовательным учреждением Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся необходима организация комплексного исследования (нравственное развитие учащихся; содержание воспитательной программы; развивающая образовательная среда; характер взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников). В рамках исследования нравственного развития учащихся необходимо использовать научно обоснованные подходы и методы исследования. Изучение нравственного развития учащихся имеет ряд ограничений и предполагает соблюдение этических правил исследования. 9
Общие требования к оценке эффективности реализации учебным заведением программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1. Оценка воспитательной деятельности – неотъемлемая часть реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 2. Организация исследования требует совместных усилий административного и психолого-педагогического коллектива учебного заведения, предполагает фиксацию основных результатов развития обучающихся и этапов реализации Программы в течении учебного года. 1. Оценка воспитательной деятельности – неотъемлемая часть реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 2. Организация исследования требует совместных усилий административного и психолого-педагогического коллектива учебного заведения, предполагает фиксацию основных результатов развития обучающихся и этапов реализации Программы в течении учебного года. 10
Цель исследования Основной целью исследования является изучение динамики развития и социализации обучающихся в условиях специально- организованной воспитательной деятельности (разработанная учебным заведением программа духовно-нравственного развития). Также, в рамках исследования осуществляется комплексная оценка эффективности реализуемой учебным заведением воспитательной программы. Основной целью исследования является изучение динамики развития и социализации обучающихся в условиях специально- организованной воспитательной деятельности (разработанная учебным заведением программа духовно-нравственного развития). Также, в рамках исследования осуществляется комплексная оценка эффективности реализуемой учебным заведением воспитательной программы. 11
Направления исследования Направление 1. Исследование особенностей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников (достижение планируемых результатов духовно-нравственного развития воспитания и социализации обучающихся по основным направлениям Примерной программы; динамика развития учащихся). Направление 2. Исследование целостной развивающей образовательной среды в учебном заведении (классе), включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, нравственный уклад школьной жизни (создание благоприятных условий и системы воспитательных мероприятий направленных на нравственное развитие учащихся). Направление 3. Исследование взаимодействия учебного заведения с семьями воспитанников в рамках реализации Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (повышения педагогической культуры и ознакомление родителей (законных представителей) с возможностями участия в проектировании и реализации Программы; степень вовлеченности семьи в воспитательный процесс). Направление 1. Исследование особенностей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников (достижение планируемых результатов духовно-нравственного развития воспитания и социализации обучающихся по основным направлениям Примерной программы; динамика развития учащихся). Направление 2. Исследование целостной развивающей образовательной среды в учебном заведении (классе), включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, нравственный уклад школьной жизни (создание благоприятных условий и системы воспитательных мероприятий направленных на нравственное развитие учащихся). Направление 3. Исследование взаимодействия учебного заведения с семьями воспитанников в рамках реализации Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (повышения педагогической культуры и ознакомление родителей (законных представителей) с возможностями участия в проектировании и реализации Программы; степень вовлеченности семьи в воспитательный процесс). 12
Этапы исследования Этап 1. Контрольный этап исследования (начало учебного года) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации учебным заведением программы духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; составление годового плана воспитательной работы. Этап 2. Формирующий этап исследования (в течении всего учебного года) предполагает реализацию учебным заведением основных направлений программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; выполнение и корректировка плана воспитательной работы. Этап 3. Интерпретационный этап исследования (окончание учебного года) ориентирован на сбор данных социального и психолого- педагогического исследований после реализации учебным заведением Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики развития младших школьников и анализ выполнения годового плана воспитательной работы. Этап 1. Контрольный этап исследования (начало учебного года) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации учебным заведением программы духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; составление годового плана воспитательной работы. Этап 2. Формирующий этап исследования (в течении всего учебного года) предполагает реализацию учебным заведением основных направлений программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; выполнение и корректировка плана воспитательной работы. Этап 3. Интерпретационный этап исследования (окончание учебного года) ориентирован на сбор данных социального и психолого- педагогического исследований после реализации учебным заведением Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики развития младших школьников и анализ выполнения годового плана воспитательной работы. 13
Критерии оценки Критерии по которым изучается динамика развития учащихся в течении учебного года, характер изменения развивающей образовательной среды и взаимодействия с семьями воспитанников (динамика развития). Возможные виды динамики: 1. Положительная динамика увеличение значений выделенных показателей исследования на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года). 2. Отсутствие (инертность) положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений исследуемых показателей на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года). 3. Устойчивость (стабильность) высоких показателей на интерпретационном и контрольном этапах исследования. Устойчивость высоких показателей является одной из характеристик положительной динамики развития. Устойчивость низких показателей указывает на отсутствие положительной динамики и тенденцию отрицательной динамики развития. Критерии по которым изучается динамика развития учащихся в течении учебного года, характер изменения развивающей образовательной среды и взаимодействия с семьями воспитанников (динамика развития). Возможные виды динамики: 1. Положительная динамика увеличение значений выделенных показателей исследования на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года). 2. Отсутствие (инертность) положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений исследуемых показателей на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года). 3. Устойчивость (стабильность) высоких показателей на интерпретационном и контрольном этапах исследования. Устойчивость высоких показателей является одной из характеристик положительной динамики развития. Устойчивость низких показателей указывает на отсутствие положительной динамики и тенденцию отрицательной динамики развития. 14
Методологический инструментарий Методологический инструментарий исследования предусматривает использование следующих методов: тестирование (метод тестов), проективные методы, опрос (анкетирование, интервью, беседа), психолого-педагогическое наблюдение (включённое и узкоспециальное) и эксперимент, педагогическое проектирование (моделирование), анализ педагогической деятельности (плана воспитательной работы). Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод изучения развития и социализации обучающихся. Методологический инструментарий исследования предусматривает использование следующих методов: тестирование (метод тестов), проективные методы, опрос (анкетирование, интервью, беседа), психолого-педагогическое наблюдение (включённое и узкоспециальное) и эксперимент, педагогическое проектирование (моделирование), анализ педагогической деятельности (плана воспитательной работы). Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод изучения развития и социализации обучающихся. 15
Основополагающие принципы исследования И сследование должно полностью отвечать этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и принципам конфиденциальности. Р езультаты исследования должны быть представлены в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности, эмоциональному и социальному статусу учащегося. И сследование должно полностью отвечать этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и принципам конфиденциальности. Р езультаты исследования должны быть представлены в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности, эмоциональному и социальному статусу учащегося. 16