Социально- психологические основы формирования ученического коллектива
Детская группа в своем развитии проходит 5 основных этапов
1. Номинальная группа (формальное объединение друг с другом ранее незнакомых людей) 2. Группа-ассоциация(эта группа имеет общую цель, официальную структуру, но не действует как единое целое. ) 3. Группа-кооперация (группа отличается установившейся структурой, высоким уровнем сотрудничества. В данной группе есть признанный и авторитетный актив) 4. Группа-автономия(группе свойственна внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям и антипатиям, деление группы на объединение мальчиков и девочек. ) 5. Группа-коллектив(свойственны единые интересы, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность. )
Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). * организатор коллектива – педагог * цели коллектива обычно сориентированы на внутреннюю жизнь класса (учебная, внеучебная деятельность) * ребенок в этот период старается найти друзей, микрогруппу (существует значительное количество изолированных школьников) характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений Первая часть считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и общей организации.
Вторая стадия * усиливается влияние актива (не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива) * стабилизируется состав дружеских микрогрупп. К завершению второй стадии развития коллектива еще существуют «изолированные» школьники, но число их обычно не превышает одного - двух, резко увеличивается количество взаимных выборов
Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива * деятельность на пользу другим людям, то есть осуществляется нравственная цель, которая в значительной степени определяет всю организацию жизни коллектива. * дружеские микрогруппы не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми, конфликты единичны.
Возрастные особенности классного коллектива Для коллектива младших подростков (5-6 класс) характерны следующие черты: недостаточная организованность стремление к коллективной деятельности эмоциональная неустойчивость, Неустойчивость состава групп Личность ученика социализируется по принципу «я такой же как все» (понятие справедливости) Референтным (значимым) лицом является классный руководитель. Поведение педагога – «содействующее»: -Доброжелательный тон -Поддержка -Поощрение -Помощь в момент затруднений Формирует благоприятный фон эмоциональных отношений детей друг к другу
Возрастные особенности классного коллектива Для коллектива подростков (7-9 класс) характерны следующие черты: Выделяется референтная (значимая) группа сверстников Обособленные группы сверстников становятся более устойчивыми Стабильность межличностных предпочтений (юноши) В группах устанавливаются отношения лидерства. Лидер наделяется высоким статусом Важен статус подростка в классе Учащийся социализируется по принципу «я личность» (понятие справедливости) эмоциональная неустойчивость, Референтным (значимым) лицом является лидер (лидеры), в меньшей степени классный руководитель. Выявление лидера (лидеров), референтной группы помогает понять кто оказывает наибольшее влияние на психологический климат класса. Опора на авторитет «значимого круга общения» усиливает эффект воспитательных воздействий.
Возрастные особенности классного коллектива Для коллектива подростков (9-11 класс) характерны следующие черты: Дифференцированное построение делового и личного взаимодействия Стабильность межличностных предпочтений (девушки) Ценность взаимопонимания Учащийся социализируется по принципу «я индивидуальность» (понятие справедливости)
От учителя требуется Организация деятельности школьного коллектива Профилактика конфликтных ситуаций Терпение, понимание «Не заражаться» отрицательными эмоциями подростков