Можно ли добиться включенности каждого в процесс обучения на уроках? Статья Литвинской И.Г.
Ключевые слова: процесс усвоения, включенность каждого, структура урока, поэтапное формирование действий, речевые фазы урока, оргдиалог, клише.
Основные этапы урока получены дидактами именно на основе структуры процесса усвоения (припоминание, восприятие, осознание, осмысление, запоминание, применение, обобщение)
Диалог можно использовать, как средство автоматизации учебных действий. Для этого речевые обороты (которые можно положить в основу действия) должны быть заранее спланированы педагогом и поэтапно проработаны с учащимися.
На наш взгляд, этап актуализации знаний можно сравнить с воротами в новые знания и умения.
На этапе припоминания должна работать презумпция дидактической невинности. Припомнить должен каждый.
Психологическая наука придает большое значение роли слова в становлении мышления и формирования действий.
Процесс переструктуирования собственных представлений, образов, опыта происходит линейно и постепенно. Выход во внешнюю речь позволяет сделать этот процесс более управляемым и выровнять разброс в восприятиях и осмыслениях учеников, находящихся в классе.
Если организовать процесс припоминания только фронтально, то припомнят средства музыкальной выразительности нескольких человек, которые работают с учителями. А при использовании оргдиалога припоминает каждый ученик.
Концепция поэтапного формирования умственных действий позволила нам увидеть место развернутой речи в структуре процесса усвоения. Их мы назвали «речевые фазы урока». Речевыми фазами урока являются такие этапы работы на уроке, которые обуславливают процесс усвоения планируемых учебных действий посредством организации их речевой составляющей.
Урок можно считать достаточно эффективным, когда каждый ученик может выполнять осваиваемые на уроке действия, операции, проговаривая их в развернутом виде вслух.
Отсутствие спланированных учителем речевых фаз урока не позволяет части учащихся действенно включиться во все этапы урока и последовательно освоить те или иные действия.
Обязательное требование – ввести в структуру урока парную форму работы, в которой представлен спланированный и управляемый педагогом диалог учащихся.
В структуре урока речевые фазы поэтапного формирования планируемых действий учащихся можно реализовать: - в форме выслушивания учителя, который проговаривает осваиваемое действие, процедуру (этап пассивной речи); - через хоровое проговаривания действия; - через проговаривание друг другу или попеременное проговаривание друг другу, с одновременным выполнением действия; через выполнение действия (ИЗ) с комментированием, проговаривание процесса его выполнения себе вполголоса.
В речевых этапах особое значение имеет задача опоры на текст, который направляет последующее действие.
Пока у учащихся не сформирован навык речевой развертки своих учебных действий и нет достаточного речевого арсенала, целесообразнее создавать речевые клише.
Речевые опоры действий можно составлять на любых этапах урока, но важно, при использовании иметь в виду несколько правил: - Речевая опора служит до тех пор, пока действие не сформировано, потом как всякая опора она становится излишней. - Речевая опора помогает индивидуальному мышлению, поэтому формулируется в виде текста, который направлен к самому себе. - Речевые действия развиваются от более простых к более сложным. - Арсенал слов (вопросов, понятий, умозаключений) пополняется постепенно и является речевым компонентом содержания образования на любом предмете.
На этапах осмысления нового материала, в виде ответов на конкретные вопросы, объяснений друг другу и своих примеров, используются для запоминания понятого, а также с целью осознания и предъявления напарнику своего опыта. Здесь включенность достигается за счет непосредственного общения друг с другом, благодаря большей осмысленности материала.
Решение задачи включенности каждого в учебный процесс на уроке связано не просто с усилением мотивации или познавательной активности учащихся, но с задачей обеспечения успешности каждого ребенка на уроке. Ее решение, в свою очередь, требует изменения структурного каркаса урока. Это предполагает переход от двоичной базовой структуры урока (Ф + И формы работы) к триаде (Ф + П + И)
Второй составляющей этой задачи является выделение в содержании обучения наряду с предметными операциями их речевой ориентировки. А затем целенаправленное обучение учащихся речевому сопровождению (комментированию) действий и операций.
Обеспечение роста числа детей, включенных в урок на разных его этапах – задача реально достижимая. Это можно осуществить через планирование и организацию урока на основе принципа включенности каждого ребенка во все этапы усвоения, реализуемые на уроке, а также через использование речевой работы каждого ребенка в специально организованных диалогах.