Основные зимние средства передвижения народа ханты: нарты, лыжи.
Сегодня на уроке вы узнаете: Какие виды нарт бывают у оленеводов. Технологию изготовления такого средства передвижения по снегу как подволоки.
Живя в лесу занимаясь охотой и рыболовством, человеку нужно было найти средства, которые помогали бы ему быстро передвигаться по земле летом и зимой. Придумывали и разные средства передвижения зимой по снегу например волокуши из еловых палок. Они же и послужили праобразом нарт (стр.101 Чтение легенды). Искусство изготовления нарт требует от мастера глубоких знаний и умений. Основные детали нарт – полозья, ножки – копылья, соединенные перекладинами и настил для сидения или груза – все делалось из дерева и без единого гвоздя. Все детали должны быть предельно надежны.
Нарты различаются по своему назначению: 1) Легковая женская – лор ликэрь
Легковая мужская нарта, сделанная мастером- оленеводом Прасиным Федором Алексеевичем.
Легковая мужская нарта, сделанная оленеводом Куниным Аркадием Владимировичем.
2) Для перевозки одежды
3)Продуктовая (перт ликэрь)
4) грузовая
Нарты грузовые, сделанные руками мастера Прасина Федора Алексеевича.
5) Нарты для перевозки шестов чума
При перекочевках (каслании) нарты составляли специальный «поезд» - аргиш. Аргиш возглавляет «женская нарта» с хозяйкой и детьми, вслед за ней тянутся все грузовые нарты. Аргиш мог насчитывать до 15 упряжек.
Это- ликэрь юх пул, используется для соединения нарт друг другу. Юх пул делают из березы, потому у как березы плотная древесина.
Передовым оленем управляли с помощью команд, вожжи и хорея. Хорей – это шест длиной около 2,5м., на конце которого укреплен круглый деревянный или костяной наконечник в виде копья. Им также проверяли прочность льда, когда переезжали через речку или озеро.
При посадке на нарты слегка толкали хореем передового оленя, и упряжка трогалась. Для ускорения движения оленя погоняли, иногда толкая хореем в круп, сбоку от хвоста. Хорей нужно крепко держать в руке. При остановке хорей бросали возле оленей на землю. Вожжи привязывали к передку нарт.
Упряжь. Олени друг к другу и к нартам соединяются с помощью упряжки.
Кöт юх. Колодка.
Многие оленеводы до сих пор живут в чумах. Чум – это переносное жилище северных народов, в нем всегда тепло и просторно.
В давние времена на стойбище для привязывания оленей и оленей с нартами были специальные столбы.
В промысловой деятельности хантов большое значение имели лыжи-подволоки. Их изготовляли из ели, сосны или кедра. Подволоки были тонкие, широкие, с выгибом под ступней. Их длина 1,5м., ширина – 35см. Носок приподнят, слабо закруглен.
Снизу подволоки подклеивали камусом (шкурой с ног оленя или лося). Для одной пары подволок требовалось от шести пар шкур. Рыбий клей варили из чешуи рыб. Такой клей прочный и не боится воды.
Приспособление для изгибания носка заготовки для подволок.
Охотничьи подволоки
Лыжные посохи. Их известно два типа: 1) с кольцом на одном конце и лопаткой на другом или только с кольцом, лил только с лопаткой; 2) с кольцом на одном и железным крючком на другом конце: крючок применялся во время охоты на белку.
Виды лыжных посохов. Сөх юх.
Следует запомнить такую деталь: охотник никогда не должен пользоваться чужими лыжами или нартами. Лыжи должны быть по весу хозяина, а нарты по силе. Традиционные средства передвижения являются экологически чистыми по сравнению с современным транспортом.
Отгадайте загадки. - Что украл Юганский старик у Казымской богини. - Хоть верь, хоть не верь – пробегал по лесу зверь, нес на лбу он неспроста два развесистых куста.
Домашнее задание. - Читать конспект урока.