Индивидуальная программа развития ребёнка Разработала: учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 12» г. Новочебоксарск Баринова Любовь Владимировна «Четыре шага навстречу судьбе»
Цель программы: создание условий для формирования личности, способной к самореализации, самовыражению. создание условий для формирования личности, способной к самореализации, самовыражению. ФОТО ученицы
Задачи программы: создание оптимальных условий для развития личности на основе знания его индивидуальных особенностей, способностей, склонностей и потребностей;создание оптимальных условий для развития личности на основе знания его индивидуальных особенностей, способностей, склонностей и потребностей; формирование потребности в самопознании, саморазвитии и самоизменении у ребёнка;формирование потребности в самопознании, саморазвитии и самоизменении у ребёнка; снятие состояния повышенной тревожности, содействие формированию уверенности в себе;снятие состояния повышенной тревожности, содействие формированию уверенности в себе; развитие коммуникативных навыков и способов социализации в среде;развитие коммуникативных навыков и способов социализации в среде;
Индивидуальная программа планировалась и реализовалась на основе: наблюдений; наблюдений; диагностических процедур;диагностических процедур; психолого-педагогических выводов.психолого-педагогических выводов.
Этапы работы: I этап – диагностический I этап – диагностический II этап – коррекционно-развивающий II этап – коррекционно-развивающий III этап – контрольно –диагностическийIII этап – контрольно –диагностический
I этап - диагностический «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях». К. Ушинский К. Ушинский Цель данного этапа – углубленное психолого - педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей. Диагностика проводилась с применением различных методик с помощью психолога. На этом же этапе велась карту наблюдений. После диагностики была составлена психологическая и педагогическая характеристики.
Диагностика проводилась по следующим направлениям: диагностика поведенческой сферы учащегося;диагностика поведенческой сферы учащегося; диагностика познавательных процессов;диагностика познавательных процессов; исследование и диагностика эмоционально- личностной сферы;исследование и диагностика эмоционально- личностной сферы; изучение и диагностика межличностных отношений;изучение и диагностика межличностных отношений; диагностика психологического здоровья.диагностика психологического здоровья.
Методики психолого- педагогической диагностики Диагностика поведенческой сферы учащегося: наблюдения Цель наблюдений - отследить различные поведенческие проявления ребёнка на уроках, зафиксировать особенности и различные поведенческие проявления ребёнка в ходе общения и совместной деятельности, не связанной с уроком, диагностировать уровень школьной тревожности и утомляемости ученика посредством анализа её проявлений в поведении.Цель наблюдений - отследить различные поведенческие проявления ребёнка на уроках, зафиксировать особенности и различные поведенческие проявления ребёнка в ходе общения и совместной деятельности, не связанной с уроком, диагностировать уровень школьной тревожности и утомляемости ученика посредством анализа её проявлений в поведении. Схемы наблюдений «Поведение ребёнка на уроках», «Особенности поведения ребёнка во внеурочной деятельности», «Признаки утомляемости», «Определение уровня тревожности», сбор дополнительной информации на основе наблюдений.Схемы наблюдений «Поведение ребёнка на уроках», «Особенности поведения ребёнка во внеурочной деятельности», «Признаки утомляемости», «Определение уровня тревожности», сбор дополнительной информации на основе наблюдений.
Методики психолого- педагогической диагностики Диагностика познавательных процессов Цель исследования - исследование свойств внимания, памяти, мышления.Цель исследования - исследование свойств внимания, памяти, мышления. Методики исследования «10 слов А.Р.Лурия», «Логическая память», «Корректурная проба», «Тест Тулуз-Пьерона», «Исключение понятий», «Подбор парных аналогий», «Подбор простых аналогий», «Тест Пьерона-Рузера».Методики исследования «10 слов А.Р.Лурия», «Логическая память», «Корректурная проба», «Тест Тулуз-Пьерона», «Исключение понятий», «Подбор парных аналогий», «Подбор простых аналогий», «Тест Пьерона-Рузера».
Методики психолого- педагогической диагностики Диагностика эмоционально-личностной сферы Цель исследования - диагностика уровня школьной тревожности, самооценки ребёнка, доминирующих мотивов учения, характера межличностных отношений в классе и определение статуса ребёнка.Цель исследования - диагностика уровня школьной тревожности, самооценки ребёнка, доминирующих мотивов учения, характера межличностных отношений в классе и определение статуса ребёнка. Методики исследования «Проективная методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан», «Изучение межличностных отношений в группе методом социометрии», «Определение мотивов учения М.Р.Гинзбурга», «Изучение направленности на отметку Е.П.Ильина, Н.А.Курдюкова», «Опросник оценки школьной мотивации Т.А.Ратанова», «Исследование самооценки ребёнка с помощью методики «Лесенка», «Знаковый рисунок».Методики исследования «Проективная методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан», «Изучение межличностных отношений в группе методом социометрии», «Определение мотивов учения М.Р.Гинзбурга», «Изучение направленности на отметку Е.П.Ильина, Н.А.Курдюкова», «Опросник оценки школьной мотивации Т.А.Ратанова», «Исследование самооценки ребёнка с помощью методики «Лесенка», «Знаковый рисунок».
«Проективная методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан»
Методики психолого- педагогической диагностики Рисуночные методики Цель исследования - выявление различных личностных особенностей ребёнка, особенностей эмоционального развития, особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребёнка, трудностей социальной адаптации ребёнка, раскрыть проблемы эмоционального характера, существующими между ребёнком и окружающими его людьми, выявить различного рода страхи, трудностей в восприятии учебного материалаЦель исследования - выявление различных личностных особенностей ребёнка, особенностей эмоционального развития, особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребёнка, трудностей социальной адаптации ребёнка, раскрыть проблемы эмоционального характера, существующими между ребёнком и окружающими его людьми, выявить различного рода страхи, трудностей в восприятии учебного материала Методики «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Рисунки дождливой серии Е. Романовой и Т.Сытько», тест «Руки», методика «Контурный САТ».Методики «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Рисунки дождливой серии Е. Романовой и Т.Сытько», тест «Руки», методика «Контурный САТ».
Тест «Руки» Тест «Контурный САТ»
«Дождливая серия»«Семья» «Человек» «Несуществующее животное»
Карта наблюдений
На основе наблюдений, бесед, диагностических процедур составлена педагогическая и психологическая характеристики. На основе наблюдений, бесед, диагностических процедур составлена педагогическая и психологическая характеристики.
Психолого-педагогические выводы У ребёнка выявлены признаки повышенной тревожности, как относительно устойчивого образования. Как правило, они связаны со школьными делами, а также с сильными страхами ошибок.У ребёнка выявлены признаки повышенной тревожности, как относительно устойчивого образования. Как правило, они связаны со школьными делами, а также с сильными страхами ошибок. Выявлены причины школьной дезадаптации, эмоциональные проблемы.Выявлены причины школьной дезадаптации, эмоциональные проблемы. Необходима работа по формированию, коррекции и развитию уверенности ребёнка в себе, навыков самоконтроля, развитие навыков социализации в среде с нацеливанием на его собственное будущее, зависящее, в первую очередь, от него самого.Необходима работа по формированию, коррекции и развитию уверенности ребёнка в себе, навыков самоконтроля, развитие навыков социализации в среде с нацеливанием на его собственное будущее, зависящее, в первую очередь, от него самого. Для этого разработать индивидуальную программу развития ученицы 3 класса Б Лёвочкиной Юлии.Для этого разработать индивидуальную программу развития ученицы 3 класса Б Лёвочкиной Юлии.
Реализацию программы рассчитали на уч. год, чтобы подготовить ребёнка к переходу в средние классы, снизить, таким образом, вероятность дезадаптации, связанной с личностными особенностями.
II этап – коррекционно- развивающий Целью данного этапа была разработка и реализация программы индивидуального развития ребёнка на основе наблюдений, диагностических данных и психолого- педагогических выводов. Целью данного этапа была разработка и реализация программы индивидуального развития ребёнка на основе наблюдений, диагностических данных и психолого- педагогических выводов. Проводились : Проводились : профилактические мероприятия (предупреждение отклонений в развитии);профилактические мероприятия (предупреждение отклонений в развитии); коррекционные мероприятия (исправление отклонений, разрешение трудностей развития);коррекционные мероприятия (исправление отклонений, разрешение трудностей развития); развивающие мероприятия (оптимизация, обогащение содержания развития).развивающие мероприятия (оптимизация, обогащение содержания развития). «И в мире нет таких вершин, что взять нельзя». В. Высоцкий
Коррекция, профилактика и развитие проводится по следующим направлениям: Коррекция, профилактика и развитие поведенческой сферы учащегося;Коррекция, профилактика и развитие поведенческой сферы учащегося; Коррекция, профилактика и развитие познавательных процессов;Коррекция, профилактика и развитие познавательных процессов; Коррекция, профилактика и развитие эмоционально-личностной сферы;Коррекция, профилактика и развитие эмоционально-личностной сферы; Коррекция, профилактика и развитие межличностных отношений;Коррекция, профилактика и развитие межличностных отношений; Коррекция, профилактика и развитие психологического здоровья.Коррекция, профилактика и развитие психологического здоровья.
Содержание программы: Шаг первый «Микромир во мне».Шаг первый «Микромир во мне». Шаг второй «Я в макромире».Шаг второй «Я в макромире». Шаг третий «Мир дружбы и сотрудничества».Шаг третий «Мир дружбы и сотрудничества». Шаг четвертый «Мир моего будущего».Шаг четвертый «Мир моего будущего».
Шаг первый «Микромир во мне». Тема I. «Я – школьница». Тема II. «Мой внутренний мир». Тема III. «Мир моих качеств».
Шаг второй «Я в макромире». Тема I. «Кто Я и каким меня видят Другие?» Тема II. «Учусь общаться с Другими». Тема III. «Знакомство с самостоятельностью».
Шаг третий «Мир дружбы и сотрудничества». Тема I. «Моё «Я» сегодня». Тема II. «Я и моя школа». Тема III. «Мир дружбы и сотрудничества».
Шаг четвертый «Мир моего будущего». Тема I. «Я взрослею». Тема II. «Моя самостоятельность». Тема II. «Мои права и обязанности». Тема III. «Мир моего будущего».
III этап – контрольно - диагностический –Цель данного этапа – изучение результатов реализации индивидуальной программы развития ребёнка в познавательной,мотивационной, поведенческой, эмоциональной, личностной сфере поведенческой, эмоциональной, личностной сфере и сфере общения и взаимоотношений. и сфере общения и взаимоотношений.
Промежуточные результаты работы: 1 четв.2 четв.3 четв Объём внимания48,3%51,2%53,6% Устойчивость внимания47,0%54,3%53,2% Концентрация внимания49,6%59,6%60,0%
Промежуточные результаты работы: 1 четв.2 четв.3 четв Слухоречевая память60%64,30%69,70% Логическая память76,40%79,20%79,86% Зрительная память69,70%71,90%78,52%
Промежуточные результаты работы: 1 четв.2 четв.3 четв. Лидер Предпочитаемая 2128 Отвергаемая-3 Изолированная
Промежуточные результаты работы: 1 четв.2 четв.3 четв. Завышенная109 Адекватная 6 Заниженная
Промежуточные результаты работы: 1 четв.2четв.3 четв. Эмоциональная напряжённость68,7%63,4%59,1% Признаки тревожности61,5%57,8%51,3% Уровень тревожности67,9%62,4%56,7%
Конкурс чтецов «Пою тебя, моя Россия» - II место Фото ученицы на конкурсе Грамота призёра