«Основы религиозных культур и светской этики»
Нормативно-правовая основа разработки и введения в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса ОРКСЭ Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Распоряжение Председателя Российской Федерации от 11 августа2009 г. Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры 120 Приказ по гимназии 329 от 31 августа 2012г. «о введении в образовательную программу и учебный план гимназии комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» с 1 сентября 2012 года»
Предназначение курса Расширение образовательного кругозора учащегося; Формирование достойного гражданина России, соблюдающего Конституцию и другие законы страны; Формирование у учащихся мотивации к уважению собственных культур и религиозных традиций; Воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя сплочения общества Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на
Задачи курса В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения. Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4 классов.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 составляющих модулей: основы светской этики; основы православной культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры; основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур Основные характеристики курса
Курс ОРКСЭ- единая комплексная учебно- воспитательная система Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным
УМК «Основы религиозных культур и светской этики»
Каждый учебный модуль имеет логическую завершенность и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Изучая курс можно получить представление о конкретной культурной традиции многонационального народа России и уважении к ним, на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, на понимание их значения в жизни современного общества
Учебный модуль «Основы православной культуры» Россия- наша Родина. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православный храм и другие святыни. Православный календарь и праздники.Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Учебный модуль «Основы исламской культуры» Россия –наша Родина. Культура и религия. Пророк Мухаммад –образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.Календарь.Ислам в России. Семья в исламе.Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России
Учебный модуль «Основы буддийской культуры» Россия –наша Родина. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды.Семья в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Календарь. Праздники в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Учебный модуль «Основы иудейской культуры» Россия –наша Родина. Культура и религия. Тора- главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответствен ное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники. Ценности семейной жизни. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» Россия –наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Семья и семейные ценности.Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества
Учебный модуль «Основы светской этики» Россия –наша Родина. Культура и религия. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Норма морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Как выбрать модуль для своего ребенка? Направлено на воспитание ребенка и опирается на нравственные ценности семьи в воспитании; Призвано помочь ребенку понять, какие нравственные основания стали основой развития культурной среды, в которой он живёт; Направлено на формирование понимания ребенком значения религиозных и светских традиций для современной жизни народов многонациональной России и своей сопричастности ним; Назначение обучения не в поглощении информации, а в формировании нравственного поведения ребенка на основе понимания и усвоения духовно-нравственных ценностей общества, в котором он живёт. Учитывать то, что обучение:
Мы разные, но страна у нас одна!