Современный урок в аспекте содержания ФГОС
г. Предыдущие стандарты образования Новые стандарты образования Цель школьного обучения – усвоения знаний, умений, навыков Цель школьного обучения – формирования умения учиться Стихийность учебной деятельности обучающегося Целенаправленная организация и планомерное формирование деятельности ученика Изолированное изучение обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Преимущественное использование индивидуальной формы усвоения знаний Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. Предыдущие стандарты образования Новые стандарты образования Цель школьного обучения – усвоения знаний, умений, навыков Цель школьного обучения – формирования умения учиться Стихийность учебной деятельности обучающегося Целенаправленная организация и планомерное формирование деятельности ученика Изолированное изучение обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач Преимущественное использование индивидуальной формы усвоения знаний Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
организация и содержание Планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты К структуре образовательных программ К результатам освоения образовательных программ К условиям реализации образовательных программ Стандарт как совокупность трех систем требований
Формирование основ гражданской идентичности личности на основе самоопределения в форме осознания «Я» как гражданина России; реализации гражданской позиции в деятельности и поведении Духовно-нравственное воспитание личности. Впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых эпох России Развитие личности ребенка в процессе его учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий (УУД) Укрепление физического и психического здоровья обучающихся Ключевые задачи начального образования
Универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» «Я сам»
Универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» «Я могу»
Универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему» «Я учусь»
Универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия «Всегда на связи» «Я и Мы» «Мы вместе»
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности, называется деятельностным методом.
Принцип деятельности Основные принципы: Принцип психологической комфортности Принцип минимакса Принцип целостности Принцип непрерывности Принцип вариативности и творчества
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.
1. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению и создаются условия для индивидуального развития каждого ребенка. 2. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. 3. На уроке реализуется деятельностный метод к обучению. 4. Организация урока динамична и вариативна. 5. На уроке используются современные педагогические технологии. Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками: Приоритетными задачами школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Методы обучения: Пассивные Активные Интерактивные «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее добывать» А. Дистервег
По целеполаганию -урок «открытия» нового знания. Типология уроков: По форме проведения – интегрированный, исследовательский, проблемный. По основным этапам – урок применения полученных правил на практике. По способу проведения – урок-практикум. По основной дидактической задаче – урок повторения, углубления и обобщение изученного.
Получаемая информация усваивается следующим образом :. Лекция – усваивается 5 % информации.Чтение – 10%.Аудиовизуальные средства – 20 %.Демонстрация – 30%.Дискуссии – 50%.Практические действия – 70%.При обучении других усваивается -90% информации.
«Я слышу – я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я усваиваю». «Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». Китайские мудрости:
На уроке учителю необходимо : 1) управлять вниманием учащихся; 2) разъяснять смысл предстоящей деятельности; 3) актуализировать необходимые мотивационные состояния; 4) побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности; 5) обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач; 6) обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях; 7) оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.
Учебные ситуации: подходы структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; содержательная основа – планируемые результаты; учет возрастных особенностей
Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами игровой деятельности. Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности. Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности. Ежедневно используемые учебные ситуации. Математика: счт, вычисления, решение задач, обсуждение Русский язык и чтение: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение Окружающий мир: Дневник наблюдений
Какие требования предъявляются к современному уроку? хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока, УУД, планируемые результаты; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, уровень восприятия и воспроизведения устной речи; стремление и потенциальные возможности учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи.
¨ Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) ¨ Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. ¨ Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. ¨ На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). ¨ Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. ¨ Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. ¨ Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. ¨ Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. ¨ Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. ¨ На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.). Критерии результативности урока по ФГОС
рефлексия настроения и эмоционального состояния Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. рефлексия деятельности Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. рефлексия содержания учебного материала Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». Исходя из функций, рефлексии предлагается следующая классификация: Р ефлексия- самоанализ деятельности и её результатов Р ефлексия- самоанализ деятельности и её результатов.
УРОК Создание условий для формирования компетенций ребенка Использование образовательных технологий Практический, деятельностны й подход Самостоятель ная работа ученика, а не учителя Личностно- ориентированный, индивидуальный характер Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт Характеристика современного урока
. «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием…» А. Дистервег
Информационные ресурсы