МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ТЕМА: РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ При нарушении зрения появляются специфические особенности в речевом развитии. В связи с этим в речи слабовидящих и слепых детей наблюдается несоответствие между словом и образом, возникающее в следствии ограниченности восприятия и приводящее к формальному усвоению знаний – вербализму. Ограниченность словесного выражения, неправильное понимание конкретных значений слов, несформированность лексико – грамматического строя связной речи, обусловленная пробелами в чувственном восприятии окружающего мира, отрицательно сказывается на готовности детей к изучению норм русского языка, в следствии чего низкая грамотность учащихся.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: 1. Формирование грамотного письма у слепых и слабовидящих школьников. 2. Выработать у детей умение владеть устными и письменными формами речи. 3. Развитие интереса к родному языку.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ: 1.Урок. 2. Домашнюю работу. 3. Внеклассную деятельность.
В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ: 1.Звуковой анализ. 2.Выработка орфографической зоркости. 3.Самоконтроль.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ. 1.Развитие фонематического анализа и синтеза. а) Выделение (узнавание) звука на фоне слова. б) Вычленение звука из начала, середины, конца слова. в) Определение последовательности звуков в слове. г) Определение количества звуков в слове. д) Определение места звука по отношению к другим звукам. 2. Развитие слогового анализа и синтеза. (3 уровня)
ВЫРАБОТКА ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ Причины, порождающие ошибки учащихся: 1. Невнимание, рассеянность, поспешность; 2. Незнание правила; 3. Знание правил, но неумение их применять; 4. Не видит орфограммы; 5. Орфограмму видит, но ошибочно её определяет; 6. Не понимает значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста; 7. Работает медленно, не успевает применить свои знания; 8. Дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки; 9. Плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно.
ВСЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ БЫЛА РАЗБИТА НА ТРИ ЭТАПА: Первый этап – выяснительно-организационный. Второй этап – тренировочно-технологический. Третий этап – итогово-диагностический.
Типичные орфографические ошибки слепых школьников 1.Ошибки при записи слов с «зеркальными» буквами. 2. Слитное написание предлогов со словами. 3. Правописание приставок. 4. Безударные гласные, проверяемые ударением. 5. Непроверяемые написания. 6. Падежные окончания имён существительных. Типичные орфографические ошибки слабовидящих школьников 1. Пропуск, замена, вставка букв. 2. Нечёткое написание отдельных букв – искажение их форм, выпадение элементов букв. 3. Неправильные элементы соединений букв. 4. Безударные гласные, проверяемые ударением. 5. Непроверяемые написания. 6. Падежные окончания имён существительных.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА