« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
Особенности речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью : позднее развитие речи ; снижение речевой мотивации ; бедность словарного запаса ; недоразвитие всех сторон речи ( фонетической, лексической, грамматической ; нарушения связной речи.
Особенности фонетической стороны речи : недостатки звукопроизношения ; недостаточная выразительность речи
Особенности грамматического строя речи : односложность фраз ; нарушение согласованности слов в предложении ; употребление малораспространённых предложений.
Особенности связной устной речи : использование ситуативной речи ; трудность формулировки высказывания ; замена высказывания мимикой и жестом ; малая развёрнутость, фрагментарность высказывания ; трудности при общении с окружающими.
умение разворачивать диалог в соответствии с ситуацией общения ; умение подобрать к данному диалогу невербальные средства общения ; умение по данному диалогическому тексту определить количество собеседников, охарактеризовать роли участников диалога ; умение определить тему и содержание разговора, поддержать беседу.
умение осваивать визуальный и речевой контакт, соблюдать этикет во время разговора, нужную тональность и т. п.; умение чётко поставить вопрос ; умение слышать ответ, быстро реагировать на него, перестраивать, в случае необходимости, формулировку вопроса ; умение управлять диалогом, не уходить от главной для данного момента и для урока, в целом, дидактической задачи.
Виды речевой деятельности : слушание ; говорение ; чтение ; письмо.
Задачи развития речи : расширение круга представлений ; повышение речевой мотивации ; развитие всех сторон речи ; организация связных высказываний.
Компоненты работы по развитию речи : развитие речевого слуха ; работа над орфоэпически правильным литературным произношением ; работа над словарным запасом ; работа над предложением ; работа над связной речью ( пересказ, рассказывание, описание ).
активизировать и обогатить запас слов и этикет выражений, используемых в различных ситуациях ; учить адекватно использовать предметный и этикетный словарь ; учить организовывать высказывания содержательно и интонационно, исходя из ситуации общения ;
расширять возможности участия в диалоге ; закреплять умения строить простые предложения ; учить построению связного высказывания с опорой на план и без него.
Виды упражнений : подбор эпитетов к предмету ; подбор к предмету действий ; подбор обстоятельств ; нюансы смысла слова ; вставка пропущенных слов ; распространение предложений ; называние частей целого.
Виды упражнений : точность слов и выражений ; составление предложения с заданным словом ; составление предложений с несколькими данными словами ; объяснение слов ; отгадывание и составление загадок ; классификация предметов.
Беседа на заданную тему ; по картине, рисунку, таблице ; по серии сюжетных картин ; опора на личный опыт детей ; объяснения значения слов ; словесные игры, загадки, наглядность.
Рассказ : по форме : описательные и сюжетные ; виды : рассказ по восприятию, по памяти, пересказ, придуманный рассказ, рассказ – инсценировка ; приёмы обучения : образец рассказа, план, коллективное составление целиком и по частям.
графических схем ; натуральных предметов ; символов ; планов ; опорных слов ; иллюстраций ; вопросов. Создание высказывания с помощью : Создание высказывания с помощью :