«Активные формы и методы обучения в практике начальной школы» Нуртдинова И.А., заместитель директора по УВР МОУ «Куединская СОШ 2-БШ»
Методики ПассивныеАктивныеИнтерактивные учитель является главным и единственным носителем информации, его основная задача успеть «дать» все, что было приготовлено заранее. знаменуют переход от преимущественно регламентирующих форм и методов дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов. основаны на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Способствуют интеллектуальной активности субъектов обучения.
Работа в группе Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Создание и работа в группе 1. Должны ли члены одной группы быть примерно равными по способностям? 2.Следует ли объединять пассивных учащихся с активными и заинтересованными? 3. Как долго учащиеся должны работать в одной группе? 4. Каково оптимальное число учащихся в одной группе? 5. Зависит ли количество учащихся в группе от применяемого метода и от возраста обучаемых, их подготовки и т. п.? 6. Какими должны быть критерии для отбора участников группы?
Элементы групповой работы Постановка познавательной задачи; Деление класса на группы в соответствии с учебными целями; Раздача дидактического материала; Информирование о критериях оценки работы в группе и форме отчета Планирование работы в группе; Индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов; Обсуждение общего задания группы; Сообщение о результатах работы группы; Общий вывод о работе групп и достижении постановленной задачи.
Функции учителя определяет цель занятия; формирует группы; выдает задание и при необходимости поясняет его; помогает преодолевать возникающие трудности; оценивает работу по определенным критериям и организовывает рефлексию.
Роли в группе аналитик координатор секретарь
Ролевые и деловые игры Цели и задачи ролевых и деловых игр: учащиеся смогут показать умение применять полученные знания в решении поставленной задачи; игра дает возможность или для получения дополнительных знаний, или для выявления не освещенных в учебном курсе вопросов; развиваются творческие способности; учащиеся получают опыт занятия различных позиций, нахождения аргументов и формулирования взглядов в той или иной роли; игра способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели; формируется толерантное отношение к другим мнениям; приобретается жизненный опыт, вырабатываются умения и навыки, нужные для жизни.
Условия игры всякая игра есть, прежде всего, свободная деятельность, любая игра, навязанная школьникам, превращается в имитацию, свобода является ключевым признаком игры игра воспроизводит идеалы коммуникации и общежития; игра должна вестись по заранее выработанным правилам, любой отход от них разрушает саму игру.
Метод проектов Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) - реалистический замысел о желаемом будущем.
Виды проектов По содержанию: предметные и межпредметные (история, литература, искусствознание, обществоведение). По способу выполнения: индивидуальные и групповые. От доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, игровые, практико-ориентированные, информационные, творческие.
Этапы работы над проектом 1.Подготовительный 2.Организационный 3.Этап реализации проекта 4.Завершающий 5.Подведение итогов работы учащимися 6.Подведение итогов работы учителем 7.Защита проекта
Спасибо за внимание!
Характеристика активного обучения активизация познавательной деятельности учащихся; вовлечение учащихся в активную деятельность; самостоятельный поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий; создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности; непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися; изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса; субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер.
Характерные черты интерактивного обучения взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем, которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности. это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией. Именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе с использованием информационных технологий. Это обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.