Личностно – ориентированный урок: конструирование и диагностика Пятницкая школа Завуч: Смирнова С.Н.
«Назначение личностно - ориентированного подхода к образованию содействовать становлению человека: содействовать становлению человека: - неповторимой индивидуальности; - духовности; - творческого начала
Цель личностно – ориентированного образования заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания. заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания.
Функции личностно – ориентированного образования Гуманитарная Культурообразующа я Социализации Признание самоценности человека и обеспечение его физического и нравственного здоровья Направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования Обеспечение условий, необходимых для безболезненного вхождения человека в жизнь общества Средства реализации Средства реализации - Взаимопонимание - Общение - Сотрудничество - Духовная взаимосвязь - Общение - Творчество - Рефлексия
«Другая» позиция педагога 1. Оптимистический подход к ребенку: - стремление видеть перспективы развития ребенка; - умение максимально стимулировать развитие ребенка 2. Отношение к ребенку как к личности, способной учиться не по принуждению, а по собственному желанию
Общие характеристики личностно – ориентированного образования Свобода и свободный выбор себя Свобода и свободный выбор себя Самостоятельность Самостоятельность Личная ответственность Личная ответственность Саморазвитие Саморазвитие Самореализация Самореализация Самоопределение Самоопределение творчество творчество
Компоненты личностно – ориентированного образования Акмоло- гический Когнитивный Деятельностно – творческий Личностный Введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно – значимых для них Обеспечить учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе Формировать у учащихся разнообразные способы деятельности, творческие способности Обеспечить: - самопознание; - развитие рефлексивных способностей; - овладение способами самосовершенств ования и самоопределения
Отличие личностно– ориентированного подхода от традиционного Традиционный подход в обучении Личностно – ориентированный подход Важнейший компонент КогнитивныйЛичностный Ведущая роль Процесс обучения (знания дает учитель) Самостоятельная познавательная деятельность (знание дети добывают сами) Ведущие формы деятельности Беседы, лекции, работа с тетрадью, с учебником, работа у доски. Проектная, информационные технологии, активные формы работы, лабораторные и практические работы Функция контроля Объем знаний ( материал параграфа) Познавательная деятельность ученика
Основное условие личностно – ориентированного образования необходимость изменения отношения к ученику, представление его как субъекта образовательного процесса, т.е. необходимость изменения отношения к ученику, представление его как субъекта образовательного процесса, т.е. ученик представляется как партнер учителя по образовательному процессу, обладающий собственными интересами и учебными возможностями
Формы личностно – ориентированного обучения Самоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль Взаимоконтроль Взаимообучение Взаимообучение Анализ высказываний товарищей Анализ высказываний товарищей Работа с учащимися младших классов Работа с учащимися младших классов
Главная задача личностно – ориентированного образования Развитие ученика как Развитие ученика как л и ч н о с т и
Объект личностно – ориентированного образования Условия, в которые попадает ученик в процессе учебной деятельности: Условия, в которые попадает ученик в процессе учебной деятельности: - межличностные отношения ученика с учителями, одноклассниками и другими учащимися - Приоритетные методы преподавания - Современные технологии - Использование активных форм работы - Степень учета интересов и способностей учащихся - Заинтересованность учителей - «Качество» преподавания - Уровень профессионализма педагогов
Технологические характеристики личностно – ориентированного урока Развивающая система, связанная с окружающей средой Развивающая система, связанная с окружающей средой Динамичная и вариативная форма организации процесса и целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся Динамичная и вариативная форма организации процесса и целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся
Структура личностно – ориентированного урока Тема, цели урока Тема, цели урока Содержание учебного материала Содержание учебного материала Формы организации учебно – познавательной деятельности Формы организации учебно – познавательной деятельности Методы обучения Методы обучения Реальный результат Реальный результат
Принципы личностно – ориентированного урока Самоактуализации Самоактуализации Индивидуальности Индивидуальности Субъектности Субъектности Выбора Выбора Творчества и успеха Творчества и успеха Доверия и поддержки Доверия и поддержки
Урок 1998 год 2004 год Знаниевый подход Деятельностный подход Учитель: Учитель: - работает за ребёнка Учитель: Учитель: - реализует принципы личностно – ориентированного обучения - управляет заученным воспроизведением заданного материала - владеет образными технологиями - передатчик знаний - управляет практической деятельностью учащихся
Отличия личностно – ориентированного урока от традиционного в организации самого урока и деятельности на нём в организации самого урока и деятельности на нём иная позиция педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нём иная позиция педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нём в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности иной характер взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе иной характер взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе
Технологические характеристики личностно – ориентированного обучения Задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составление плана урока Задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составление плана урока Оценивание не только результатов, но и процесса деятельности Оценивание не только результатов, но и процесса деятельности Изучение и формирование творческой деятельности Изучение и формирование творческой деятельности Использование проблемного метода обучения как способа учета индивидуальных приемов познания Использование проблемного метода обучения как способа учета индивидуальных приемов познания Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять собственные способности, возможности и интересы Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять собственные способности, возможности и интересы Использование проблемных заданий различной трудности и сложности Использование проблемных заданий различной трудности и сложности Создание ситуаций выбора в разных видах деятельности Создание ситуаций выбора в разных видах деятельности Организация разрешения проблемных ситуаций Организация разрешения проблемных ситуаций Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала
Иная позиция педагога в личностно – ориентированном процессе обучения Учитель, как собеседник (функция эмоциональной поддержки) Учитель, как собеседник (функция эмоциональной поддержки) Учитель, как исследователь (исследовательская функция) Учитель, как исследователь (исследовательская функция) Учитель, как человек создающий условия для учения Учитель, как человек создающий условия для учения Учитель, как эксперт (экспертная, консультативная функция) Учитель, как эксперт (экспертная, консультативная функция)
Субъектная позиция ученика Активное, творческое отношение к учёбе, Активное, творческое отношение к учёбе, Осознание личностного смысла своего учения Осознание личностного смысла своего учения Создание себе условий для успешной деятельности Создание себе условий для успешной деятельности Нахождение пути для достижения лучших результатов Нахождение пути для достижения лучших результатов Формирование устойчивой потребности в самообразовании Формирование устойчивой потребности в самообразовании Готовность к преодолению трудностей Готовность к преодолению трудностей Интеллектуальная активность Интеллектуальная активность
Условия, необходимые для создания учителем субъектной позиции ученика Создание атмосферы заинтересованности в работе друг друга Создание атмосферы заинтересованности в работе друг друга Акцентирование внимания на мнение каждого ученика в деятельности группы Акцентирование внимания на мнение каждого ученика в деятельности группы Использование таких вариантов организации учебной работы, которые обеспечивали бы зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности каждого ученика Использование таких вариантов организации учебной работы, которые обеспечивали бы зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности каждого ученика Инициирование и уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся Инициирование и уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся Формирование внимательного, позитивного отношения к мнениям других участников образовательного процесса Формирование внимательного, позитивного отношения к мнениям других участников образовательного процесса Организация сотрудничества учеников между собой Организация сотрудничества учеников между собой
Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно – ориентированных ситуаций Метод чтения вслух Метод чтения вслух Метод экспрессии в творческой ситуации Метод экспрессии в творческой ситуации Метод развития творческого самочувствия Метод развития творческого самочувствия Метод творческого самовыражения Метод творческого самовыражения Метод дискуссии Метод дискуссии Игровые методы Игровые методы Метод интроспективного анализа Метод интроспективного анализа
Формы и приёмы личностно – ориентированного урока Урок – размышление Урок – размышление Деловая игра Деловая игра Дифференцированное домашнее задание Дифференцированное домашнее задание Рефлексия Рефлексия Введение учащихся в диалог Введение учащихся в диалог Создание на уроке ситуации выбора и успеха Создание на уроке ситуации выбора и успеха Организация сотрудничества Организация сотрудничества Организация совместной творческой деятельности Организация совместной творческой деятельности Исследовательская деятельность Исследовательская деятельность