Аналитическая деятельность учителя иностранного языка Мозгова Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР МОУ средней общеобразовательной школы 80 с углубленным изучением английского языка, учитель высшей квалификационной категории, директор по научно-методической работе Совета ЯРОО «Ассоциация учителей английского языка» Декабрь, 2009
Анализ – это мысленное расчленение объекта на элементы,которое позволяет получить представление о строении исследуемого объекта, его структуры, частей. Анализ включает в себя и процедуры синтеза, в связи с этим анализ отождествляют с исследовательской деятельностью
Алгоритм аналитической деятельности Определение объекта, предмета и проблемы анализа Построение идеальной модели объекта и предмета Сбор информации Оценка фактографического материала Раскрытие значения фактов Построение гипотезы Выбор или разработка методов анализа Доказательство Формулировка аналитических выводов Достоверное и ясное изложение результатов исследования
Компоненты аналитической деятельности Владение аналитическими методами (функциональный компонент), Знание предметной области (отраслевой компонент) Определенный тип структуры личности(личностный компонент)
«Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» В.А. Сластенина
Структура профессиональной компетентности педагога 1. Аналитические умения расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать педагогическое явление; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения. 2. Прогностические умения 3. Проективные умения 4. Рефлексивные умения
Схема для первичного сбора фактической информации для подготовки самоанализа Образовательные результаты обучающихся Методическая тема педагога Фактическая информация – разработки уроков по темам и дидактическое обеспечение к ним; – факультативы; – методические разработки, рефераты, пособия; – подготовка учащихся к участию в конкурсах, фестивалях; – кружки, секции, клубы (внеклассная работа, работа классного руководителя); – работа в методическом объединении, выступления на семинарах, конференциях и др.; – практическое знакомство с каким-либо передовым педагогическим опытом; – учеба на курсах повышения квалификации (где, когда, по какой теме); – другие события за истекшие три года ПЕРВИЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА 1. Качественный анализ результатов деятельности и сопоставление их с критериями квалификационных требований 2. Соотнесение результатов своей работы с процессом деятельности, объяснение причин наличия результатов. 3. Соотнесение особенностей своей деятельности с современными тенденциями развития образовательного процесса.
Документы учителя иностранного языка ФГОС, СанПины Примерная программа УМК Рабочая программа (+) Классный журнал Аналитическая информация о результатах работы