Исследовательская работа в школе Научный подход и методология К.т.н., доцент Жуликов П.П. К.э.н., доцент Жуликова О.В. Чехов, 2013
Цель и задачи семинара Цель семинара – ознакомление с теорией и методологией оформления и представления исследовательских и проектных работ учащихся. Задачи семинара: рассмотреть понятие проектной и исследовательской деятельности учащихся; определить задачи учителя в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся; рассмотреть методологию оформления проектной и исследовательской работы учащегося; рассмотреть методологию представления проектной и исследовательской работы учащегося к защите на семинаре, конференции Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология
Виды самостоятельной работы учащегося Проект Доклад Исследовательская работа Реферат Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология
Отличительные характеристики проекта Наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работыНаличие ясной, реально достижимой целиНаличие проектного продукта как средства решения проблемы проектаПредварительное планирование работыПроект должен иметь письменную часть – отчет о ходе работыОбязательное условие – публичная защита проекта Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология
Проектный продукт Web-сайт Видеозапись, видеофильм Сценарий Фотоальбом, справочник, путеводитель Газета, журнал Отчет с фотографиями о реализации проекта Материалы для урока Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология
Организация проектной деятельности ЭтапДеятельность учителя Деятельность учащихся 1. Погружение в проблему Формулирует: проблему проекта цель и задачи Осуществляют: личностное присвоение проблемы принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи 2. Организация деятельности Предлагает: спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график») при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.) Осуществляют: планирование работы разбивку на группы и распределение ролей в группе 3. Осуществление деятельности Не участвует, но: консультирует по необходимости учащихся ориентирует в поле необходимой информации Работают активно и самостоятельно: по поиску, сбору и структурированию необходимой информации подготавливают презентацию результатов 4. Презентация результатов Принимает итоговый отчет: Оценивает Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задачи найденный способ решения проблемы Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология
Критерии оценки проектных работ Основные критерии оценки работ, поступающих на конкурсы исследовательских работ: I. Исследовательский характер работы. II. Новизна исследования, эвристичность. III. Актуальность работы. Практическая и/или теоретическая значимость. IV. Соответствие структуры работы общепринятым требованиям для научных трудов. V. Грамотность и логичность изложения. (Всероссийский заочный конкурс «Юность. Наука. Культура») Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология
Выявление проблемы и формулировка темы Процесс (Совершенствование Модернизация Разработка Организация и т.д.) Предмет исследованияОбъект исследования Проблема и перспективы развитияинноваций в России Модернизацияэлектронных устройствв автомобиле Изучениевлияния биологической добавки морской водоросли хлорелла на рост и развитие морских свинок СовершенствованиеРобототехники Основные тренды в автомобильном дизайне компании Мерседес- Бенц Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология Использованы в качестве примеров темы конкурса «Инновации, наука, техника», год
Структура отчета проектной (исследовательской) работы Титульный листСодержаниеВведениеОсновная частьЗаключениеСписок использованных источников Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология
Структура введения Проблема исследованияАктуальность исследованияОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияЗадачи исследования Теоретические, методологические, информационные основы исследования Практическая значимость Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология Тема проекта Содержание работы
Основные логические связи между частями отчета о проектной работе ТемаОбъектПредметЦель Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология Задачи исследования Содержание работы Заключение (Выводы работы) - рассмотреть…1. Теоретические основы… - рассмотрены … - охарактеризовать …2. Характеристика …- охарактеризованы … - проанализировать …3. Анализ …- проведен анализ …
Основная часть отчета Пункт 1 (глава 1) – Объект исследованияПункт 2 (Глава 2) – Предмет исследования Пункт 3 (Глава 3) – Собственные предложения (элементы новизны) Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология
Заключение отчета о проектной работе Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология Первый подход Описание результатов Короткие выводы Второй подход Формулировка развернутых выводов
Представление проекта к защите. Принципы публичного выступления Доступность Ассоциативность СенсорностьЭкспрессивность Интенсивность Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология
Представление проекта к защите. Структура презентации Титульный слайд Цель и задачи проекта Слайды, раскрывающие ход выполнения проекта (по первой, второй и третьей главе работы) ВыводыСпасибо за внимание! Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология Min= 8 Max – ограничен временем доклада Презентация – средство визуализации доклада!!!
Представление проекта к защите. Структура доклада Приветствие Представление темы работы, автора, руководителя Обозначение цели работы (ссылка на слайд, где представлены задачи работы) Описание хода работы с обязательным обращением к слайдам (На слайде 3 представлено… Как видно на слайде 4… …, что отражено на слайде 5) Обозначение основного результата работы – проектного продукта (Таким образом, в результате проделанной работы были разработаны…) Ссылка на слайд с выводами (Выводы работы представлены на слайде 7) Спасибо за внимание! Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология
Спасибо за внимание! Жуликов П.П, Жуликова О.В. Исследовательская работа в школе. Научный подход и методология