Воспитательные технологии
Основные признаки педагогических технологий Конкретный педагогический замысел. Конкретный педагогический замысел. Выстраивание действий в соответствии с целевыми установками. Выстраивание действий в соответствии с целевыми установками. Взаимосвязанная деятельность педагогов и детей на договорной основе. Взаимосвязанная деятельность педагогов и детей на договорной основе. Элементы технологии должны быть воспроизводимы любым педагогом. Элементы технологии должны быть воспроизводимы любым педагогом. Гарантия достижений планируемых результатов всеми учащимися. Гарантия достижений планируемых результатов всеми учащимися. Диагностические процедуры. Диагностические процедуры.
Метод: Совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания.
Проблема: Задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения.
Проблемный вопрос - вопрос, отражающий сущность, основное противоречие рассматриваемой темы, не предполагающий однозначного, тривиального ответа.
Частно-методические и локальные (модульные) технологии воспитания Технология воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П. Иванова. Технология воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П. Иванова. Технология личностно-ориентированной КТД С.Д. Полякова. Технология личностно-ориентированной КТД С.Д. Полякова. Технология педагогической поддержки О.Г. Газмана. Технология педагогической поддержки О.Г. Газмана. Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1-9 кл.). Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1-9 кл.). Технологии, разработанные группой педагогов Н.Е. Щурковой, Л.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др. Технологии, разработанные группой педагогов Н.Е. Щурковой, Л.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др.
Что необходимо учитывать при выборе воспитательных технологий? Соответствие технологии концепции воспитания, реализуемой в образовательном учреждении. Соответствие технологии концепции воспитания, реализуемой в образовательном учреждении. Системную совместимость технологии с воспитательным процессом образовательного учреждения. Системную совместимость технологии с воспитательным процессом образовательного учреждения. Достаточную управляемость, наличие диагностического инструментария. Достаточную управляемость, наличие диагностического инструментария. Наличие данных об опыте других образовательных учреждений Наличие данных об опыте других образовательных учреждений
Конструктор коллективных творческих дел (КТД) Коллективное целеполагание. Коллективное целеполагание. Коллективное планирование. Коллективное планирование. Коллективная подготовка. Коллективная подготовка. Проведение коллективного дела. Проведение коллективного дела. Коллективный анализ. Коллективный анализ.
Групповые технологии
Главные особенности организации групповых технологий: деление на группы для решения конкретных задач; деление на группы для решения конкретных задач; каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или педагога; каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или педагога; возможность учесть и оценить вклад каждого члена группы; возможность учесть и оценить вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный и подбирается с учетом возможности максимально эффективной реализации способностей каждого участника в зависимости от содержания и характера работы. состав группы непостоянный и подбирается с учетом возможности максимально эффективной реализации способностей каждого участника в зависимости от содержания и характера работы.
Технологическая цепочка Подготовка к выполнению группового задания.Подготовка к выполнению группового задания. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Инструктаж. Раздача материала.Инструктаж. Раздача материала. Групповая работа.Групповая работа. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.Знакомство с материалом, планирование работы в группе. Распределение заданий внутри группы и индивидуальное выполнение задания.Распределение заданий внутри группы и индивидуальное выполнение задания. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группы. Подведение итогов.Обсуждение общего задания группы. Подведение итогов. Заключительная часть.Заключительная часть. Сообщение о результатах работы в группах.Сообщение о результатах работы в группах. Анализ познавательной задачи, рефлексия.Анализ познавательной задачи, рефлексия. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнения педагога.Дополнения педагога.
Технология групповая проблемная работа Технология групповая проблемная работа (ГПР) - это работа с вербальным (словесным) поведением учащихся в проблемной ситуации, то есть с общением, направленным на внешний предмет. Технология групповая проблемная работа (ГПР) - это работа с вербальным (словесным) поведением учащихся в проблемной ситуации, то есть с общением, направленным на внешний предмет.
Задачи ГПР: познавательная; познавательная; организационная; организационная; аксиологическая аксиологическая
Общее в технологии ГПР с этими задачами: обращение к слову как средству; обращение к слову как средству; действие педагога в условиях проблемной ситуации; действие педагога в условиях проблемной ситуации; организация межличностного взаимодействия как движения от личных мнений, идей, позиций к общему результату. организация межличностного взаимодействия как движения от личных мнений, идей, позиций к общему результату.
Технологическая цепочка Создание проблемной ситуации. Создание проблемной ситуации. Постановка задачи. Постановка задачи. Конкретизация темы в виде вопросов диспута, подтем или плана обсуждения случая. Конкретизация темы в виде вопросов диспута, подтем или плана обсуждения случая. Правила совместной работы. Правила совместной работы. От индивидуального к групповому продукту: От индивидуального к групповому продукту: Условия эффективности: Условия эффективности:
Условия реализации воспитательных технологий Закрепление идеи технологий воспитательной работы в педагогической культуре. Закрепление идеи технологий воспитательной работы в педагогической культуре. Вхождение идеи и феномена воспитательных технологий в организационную культуру ОУ как предмета инновационной работы в нем, как предмета текущей управленческой работы, как распространения передового опыта воспитателей. Вхождение идеи и феномена воспитательных технологий в организационную культуру ОУ как предмета инновационной работы в нем, как предмета текущей управленческой работы, как распространения передового опыта воспитателей. Владение технологиями воспитания как личная профессиональная ценность и, соответственно, как критерий оценивания своего профессионализма. Владение технологиями воспитания как личная профессиональная ценность и, соответственно, как критерий оценивания своего профессионализма.
Шоу-технологии Особенности: Деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»). Деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»). Соревнование на сцене. Соревнование на сцене. Заготовленный организаторами сценарий. Заготовленный организаторами сценарий.
Технология. Предметы проектирования Задания «сцене». Задания «сцене». Работа с «залом». Работа с «залом». Способ оценивания. Способ оценивания. Сценарий для ведущего. Сценарий для ведущего. Оформление помещения. Наличие группы организаторов. Оформление помещения. Наличие группы организаторов.
Их задачи: Разработка или поиск сценария шоу. Разработка или поиск сценария шоу. Подготовка шоу по позициям («сцена», «зал», ведущий, оценивание, оформление). Подготовка шоу по позициям («сцена», «зал», ведущий, оценивание, оформление). Распределение ответственности (режиссерская и организация технической базы). Распределение ответственности (режиссерская и организация технической базы).
3 части действа Запуск. Запуск. Задания-конкурсы. Задания-конкурсы. Финал. Финал.
3 основных психологических механизма шоу: 3 основных психологических механизма шоу: Эмоциональное заражение. Эмоциональное заражение. Соревновательность. Соревновательность. Импровизации. Импровизации. Подготовка шоу.
«Информационное зеркало» Создание установки на будущую информацию. Появление информации. Открытие обратной связи. Действие с информацией.
Технологическая цепочка: Анонс Анонс Установка Установка Представление Представление Задание форм реагирования Задание форм реагирования Действия Действия
Деловая игра Этап подготовки. Разработка игры. Разработка игры. Ввод в игру. Ввод в игру. Этап проведения. Этап проведения. Этап анализа и обобщения. Этап анализа и обобщения. Вывод из игры. Вывод из игры.
Тренинг общения Цель: Создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения: знакомство и взаимопонимания, обращения, поведения в проблемных для учащихся ситуациях, получение ими в модельной форме определенного социального опыта. 3 блока: Разминка. Разминка. Упражнения. Упражнения. Итоговая рефлексия. Итоговая рефлексия.
Технология тренинга общения: Цель: Через психофизические упражнения сделать 1-ые шаги к знакомству, атмосфере доверия, созданию «МЫ». Цель: Через психофизические упражнения сделать 1-ые шаги к знакомству, атмосфере доверия, созданию «МЫ». Упражнения на «разогрев», разминка Основная часть: работа над проблемой. Итоговая рефлексия:
Технология коллективно-творческих дел. Этапы: Совместное решение о проведении дела. Совместное решение о проведении дела. Коллективное планирование. Коллективное планирование. Коллективная подготовка Коллективная подготовка Проведение дела. Проведение дела. Коллективный анализ и решение о последействии. Коллективный анализ и решение о последействии. Результат позитивной деятельности и активности учащихся сопровождается чувством коллективного авторства Результат позитивной деятельности и активности учащихся сопровождается чувством коллективного авторства