Организация деятельностного подхода в обучении, увеличение самостоятельности учащихся в приобретении знаний, работа с различными источниками информации Мустафина Р.М
ДЕВИЗ ПЕДАГОГИКИ ХХ ВЕКА «Главная социальная функция образования - передача опыта накопленного предшествующими поколениями людей» «Главная социальная функция образования - передача опыта накопленного предшествующими поколениями людей»
По мнению В.И. Андреева, приоритетом современного образования является, обучение, ориентированное на саморазвитие личности. По мнению В.И. Андреева, приоритетом современного образования является, обучение, ориентированное на саморазвитие личности. Эта новая педагогическая парадигма строится на следующих базовых постулатах: Эта новая педагогическая парадигма строится на следующих базовых постулатах:
Постулаты: 1) осознании самоценности каждой личности, ее уникальности; 2) неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, в том числе ее творческого саморазвития; 3) приоритете внутренней свободы - свободы для творческого саморазвития в отличие от свободы внешней; 4) понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», системообразующими компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация личности и самосовершенствование.
Применяемое в Европе понятие self-directed learning учение с самостоятельным определением целей и американские термины-аналоги autonomous learning - автономное учение, independent learning - самостоятельное учение связаны с разной степенью Самоорганизации учащегося. Высшая степень автономия - рассматривается, как способность обучающегося самостоятельно определять, цели и средства их достижения. Учащиеся осуществляют эту работу в центрах самостоятельного доступа к материалам (медиатеках), которые активно создаются в США, Европе, в том числе и в России. В зарубежных исследованиях не принимается трактовка самостоятельности, если обучающемуся дается возможность учиться, используя в режиме самостоятельного доступа подготовленную преподавателем или экспертом информацию, так как обучающемуся в этом случае якобы отводится роль «пассивного наблюдателя», у него создается впечатление, что самостоятельное изучение возможно только при наличии материала, подготовленного экспертом. Учащийся должен иметь возможность самостоятельно выбирать учебные материалы, опираясь не только на те, которые посоветовал преподаватель.
Разделение сфер познания
I Сфера мыслительных операций: Анализ Синтез Сравнение Обобщение Классификация Систематизация Абстрагирование Конкретизация Индукция
II Сфера практических умений: Работа с книгой Работа со справочником Написание реферата Устная речь Создание паспорта прибора Проведение наблюдений Составление задач Создание проекта Постановка эксперимента Написание аннотации Составление рецензии Решение изобретательских задач
Заключение Основным принципом теории поэтапного формирования умственных действий является то, что получить существенно новые элементы психической практической деятельности сразу в форме внутреннего, психического человек не может. Н.Ф. Талызина делает следующий вывод: знания, накопленные человечеством, представленные системой научных понятий, законов, невозможно усвоить лишь с помощью собственной деятельности, эффективность передачи опыта зависит от характера действий учащихся и от качества управления со стороны обучающегося!
Спасибо за внимание!