Профориентационная работа в школе: цели, задачи, планирование Басова Ирина Николаевна
Определение профориентации Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Профориентация реализуется через учебно- воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Параметры профессиональной зрелости личности человека (А.П.Чернявская) информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями; умение принимать решения; умение планировать свою профессиональную жизнь; эмоциональная включенность в ситуацию по принятию решения
Цель профориентационной работы в школе: оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профоориентационной работы: получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.; выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Принципы профориентационной работы в школе Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы: Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
Система профессиональной ориентации школьников: Профессиональной просвещение; Профессиональная диагностика; Профессиональная консультация; Профессиональный подбор; Профессиональная адаптация.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа Я); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе: классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Профориентационная работа педагога- психолога в школе: изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; создает базу данных по профдиагностике.
Направления и формы профориентационной работы в школе: Организационно-методическая деятельность Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися. Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Направления и формы работы: Работа с учащимися: Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры; Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.). Анкетирование; Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия); Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Направления и формы работы: Работа с родителями проведение родительских собраний, (общешкольных, классных); индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; анкетирование родителей учащихся; помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях; создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Примерные мероприятия: Оформление кабинета, уголка по профориентации: Твоя профессиональная карьера В мире профессий Слагаемые выбора профессии Оформление стенда (общешкольный В помощь выпускнику, Куда пойти учиться.
Примерные мероприятия: Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению; Предусмотреть введение элективных курсов и факультативов по теме: «Твоя профессиональная карьера»; «Выбор профессии»;
Примерные темы для рассмотрения на методических объединениях по вопросам профориентации: Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии. Система образования в России; Система профориентацинной работы в городе, в школе; Методика профориентационной работы по возрастным группам; Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками; Методические основы профориентации во внеклассной работе;
Работа с родителями: Круглый стол для учащихся и их родителей по теме: Выбираем свой путь с участием представителей учебных заведений колледжей экономики и права, педагогического образования, информатики и права, училищ, лицеев. Круглый стол Выбираем свой путь для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений.
Профориентационная работа с учащимися: Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленности. Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по профориентации. Проведение классных часов по изучению профессий Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся. Проведение конкурсов по профессии.Праздник Город Мастеров,. Классный час Есть такая профессия – Родину защищатьКонкурс рисунков Моя будущая пофессия ; «Мама, папа на работеФестиваль профессий.Организация и проведение с уч-ся выставок В мире профессий, Военные профессии
Профориентационная работа с учащимися: Организация и проведение с уч-ся викторин, бесед. Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям) Сто дорог – одна твоя Как претворить мечты в реальность Легко ли быть молодым К чему люди стремятся в жизни Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. Организация экскурсий и встреч со специалистамиЦентра занятости.Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений Знакомство с профессиями на уроках экономики, чтение, труд и т. д Расширение знаний учащихся учителями- предметниками Обеспечение участия уч-ся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.