(1871 – 1919)
Родился в Орле в обеспеченной семье землемера- таксатора Николая Ивановича Андреева ( ) и Анастасии Николаевны Андреевой (Пацковской) дочери разорившегося польского помещика. Ещё с детства проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии ( ). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.
Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим. Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца, материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на Юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет».
В 1894 г., после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя[источник не указан 505 дней]. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.
В 1897 успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 г. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газете «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывалпсевдонимом «James Lynch». В 1898 г. в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева вкнигоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.
Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 г. его рассказа «Жили-Были» в журнале «Жизнь». В 1902 Андреев женится на А. М. Велигорской внучатой племяннице Тараса Шевченко. В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.
В 1905 г. приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевыммосковского генерал- губернатора великого князя Сергея Александровича.
В 1906 г. писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). От родов умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря). Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького. После начала реакции в 1907 г. Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького. В 1908 г. Андреев переезжает в собственный дом в Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из- за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения. С 1909 г. активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник».
Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека». После Февральской революции 1917 г. входил в редакционный совет реакционной газеты «Русская воля». Октябрьскую революцию не принял и не понял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»). 12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца. Был похоронен в Мариоках. В 1956 г. перезахоронен в Ленинграде на Волковом кладбище. В 1991 г. в Орле, на родине писателя, открылся дом-музей Леонида Андреева.
Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну 1905 г.). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность илианархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил.
Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутымсимволизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.
1898 «Баргамот и Гараська» 1898 «Из жизни штабс-капитана Каблукова» 1898 «Защита» 1898 «Алёша-дурачок» 1899 «Ангелочек» 1899 «Друг» 1899 «Большой шлем» 1899 «У окна» 1899 «Петька на даче» 1899 «Мельком» 1900 «В тёмную даль» 1901 «Бездна» 1900 «Молчание» 1901 «Кусака» 1901 «Случай» 1901 «Стена» 1902 «В тумане»
1902 «Город» 1902 «Предстояла кража» 1902 «Мысль» 1904 «Вор» 1904 «Красный смех» 1904 «Нет прощения» 1905 «Губернатор» 1905 «Христиане» 1905 «Марсельеза» 1906 «Так было» 1907 «Из рассказа, который никогда не будет окончен» 1907 «Тьма» 1908 «Иван Иванович» 1909 «Рассказ о семи повешенных» 1910 «Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы» 1911 «Правила добра» 1913 «Земля» 1913 «Он (Рассказ неизвестного)» 1913 «Полёт» 1914 «Герман и Маргарита» 1915 «Ослы» 1916 «Два письма» 1916 «Жертва»
1906 «К звёздам» 1907 «Жизнь человека» 1907 «Савва» 1908 «Царь Голод» 1909 «Анатэма» 1909 «Дни нашей жизни» 1910 «Анфиса» 1910 «Gaudeamus» 1912 «Екатерина Ивановна» «Мысль» «Тот, кто получает пощёчины»
1903 «Жизнь Василия Фивейского» 1905 «Губернатор» 1907 «Иуда Искариот и другие» 1911 «Сашка Жегулёв» 1916 «Иго войны» 1919 «Дневник Сатаны» (не окончен)