Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы
1. Пояснительная записка Представляются особенности (смыслы) образовательной или учебной программы, к которой составляется учителем методическая разработка
2. Цели и задачи раздела Могут быть представлены в виде триединой дидактической цели: - познавательной (знания и предметные умения) - развивающей (способы деятельности, мыслительные операции) - воспитательной (ценностные ориентации и смыслы, вырабатываемые относительно данного предметного содержания)
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы – научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; – умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности; – коммуникативные и информационные умения; – умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; – способность к контролю и самоконтролю; – способность к творческому решению учебных и практических задач.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
6. Система знаний и система деятельности Система знаний включает в себя: - общенаучные знания и законы; - знания из определенной научной области; - фундаментальные знания из конкретной предметной области; - знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии. Данный тип знаний включает ориентировочный материал в дополнение к базовому. В программе эти знания могут быть представлены в нескольких вариантах с тем, чтобы учителю и ученикам было лучше выбрать для себя наиболее подходящий.
Система деятельности включает: 1. Познавательная деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Опыт. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы. Построение модели и ее проверка. Интуиция и озарение. Открытие. Естественнонаучные методы познания (теория, эксперимент); математические (логарифмирование, дифференцирование, итерация и др.); гуманитарные (литература, древние письмена, мифы, религия, научная фантастика и др.); методы чувственного познания. 2. Преобразующая деятельность. Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания. Постановка задач по преобразованию реальности. Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов. Алгоритм изобретения. 3. Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.). 4. Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу», «принес пользу» и т. д.).
Оба рассмотренных компонента раздела программы прописываются по каждой теме разделу как в виде двух чередующихся модулей, так и в мешанном виде.
7. Поурочное планирование по разделу
8. Разработка урока, наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой учителем
Его примерная структура: тема урока, класс, дата проведения; тип урока; цели урока; оборудование и материалы к уроку; фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников (понятия, теории, закономерности и т.п.); главная проблема урока; этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам; задания ученикам на каждом этапе урока; предполагаемые результаты выполнения заданий учениками; рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, слайды; задание ученикам по рефлексии их деятельности; формы контроля и оценки результатов урока; задания на дом; рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия, адреса в сети Интернет и т. п.)
8. Список литературы
Критерии оценки методической разработки раздел образовательной и учебной программы Требования к программеПредставленность (макс. балл по критерию - 3) 1Соответствие целей и задач методической разработки общему смыслу образовательной или учебной программы 2Новизна представляемой методики 3Полнота содержания учебного материала по разделу программы 4Уровень теоретического осмысления и анализа существующих программ по аналогичной проблематике, знание соответствующей литературы 5Личностно-ориентированная направленность представляемых в разработке методов и методических приемов 6Связность или систематичность содержания учебного материала в разработке 7Соответствие способа развертывания содержания учебного материала поставленным целям 8Соответствие методов обучения поставленным целям и возрастным особенностям учащихся 9Контролируемость итоговых результатов освоения раздела программы 10Реалистичность методической разработки с точки зрения времени, отведенного на изучение раздела