Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения Бабкина Елена Викторовна учитель первой квалификационной категории СОШ 9 Елабужского муниципального района
«Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: 1.Смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я. Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; 2.Самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально – действенной идентификации;
3.Основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан; 4.Эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; 5.Действия нравственно – этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
6.Эмоционально – личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; 7.Умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; 8.Умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя; 9.Умения устанавливать логическую причинно – следственную связь событий и действий героев произведения; 10.Умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Словарь русского языка. С.И. Ожегов 1.«Чертёж, изображающий на плоскости, какую – либо местность, сооружение». 2.«Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ». 3.«Предположение, предусматривающее ход, развитие чего – нибудь». 4.«Взаимное расположение частей, краткая программа какого – нибудь изложения» 5.«Место расположения какого – нибудь предмета в перспективе.»
Подготовительная работа 1.Ознакомление с понятием «План рассказа» 2.Установление заголовков к содержанию текстов 3.Выборочное чтение 4.Восстановление текста из данных частей (абзацев)
Работа с картинным планом 1.Иллюстрации к сказке с нарушенной последовательностью 2.Дополнение серии картинок недостающей иллюстрацией 3.Исключение из серии картинок лишней 4.Составление картинного плана
Работа с готовым планом 1.По плану узнать произведение 2.Деление текста на части по готовому плану 3.Сравнение двух планов к одному рассказу
Инструкция к составлению плана 1.Проведи диалог с текстом 2.Выдели существенные мысли 3.Выдели главную мысль 4.Раздели текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей
Требования к составлению плана 1.В пунктах плана должны быть выделены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чём) и что говорится в каждой части рассказа 2.Пункты плана должны быть краткими 3.Они должны быть связаны между собой по смыслу
Литература: 1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Под редакцией А.С.Асмолова. Москва «Просвещение» Речь. Речь. Речь. Т.А. Ладыженская. М Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, Как работать с книгой. Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. 2007г. Издательство «Мой учебник» 5.Методика обучению чтению. Составитель Т.П. Сальникова. Творческий Центр Сфера. Москва. 2001