НАДПРЕДМЕТНЫЙ ИНВАРИАНТНЫЙ МОДУЛЬ «ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» Раздел «Психологические основы образовательной деятельности» Кафедра психологии ГОУ ДПО НИРО 2011
Раздел «Психологические основы образовательной деятельности» 1.Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Психологическое здоровье субъектов образовательного пространства. 2.Психологическая и коммуникативная культура педагогических работников. 3.Конфликты в образовательной среде: содержание и способы разрешения.
Что такое психологическая безопасность? Психологическая безопасность среды - представляет собой состояние образовательной среды, свободное от проявлений насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно- доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Что такое «психологическая безопасность личности»? Психологическая безопасность личности – способность личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, способность к сопротивляемости деструктивным внешним и внутренним воздействиям и отражается в переживании своей защищенности / незащищенности в конкретной жизненной ситуации.
Критерии психологической безопасности среды референтная значимость среды (отражаемая в положительном отношении к ней); удовлетворенность межличностным общением; защищенность от психологического насилия.
Что такое «психологическое» и «психическое здоровье» ? "психическое здоровье", имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам. основа психического здоровья – это полноценное проживание человеком каждого этапа онтогенеза. "Психологическое здоровье" характеризует личность в целом Психологическое здоровье – это «состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальные возможности ее эффективного взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно реализовывать свои индивидуальные и возрастно- психологические ресурсы».
Психологическое здоровье предполагает Интерес к жизни Свободу мысли Увлеченность, активность, самостоятельность, ответственность Способность к риску Веру в себя и уважение других Разборчивость в средствах достижения цели Способность к сильным чувствам и переживаниям Осознание своей индивидуальности
Психологическое здоровье включает в себя следующие компоненты жизнедеятельности Состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта Адекватное социальное поведение Умение понимать себя и других Реализация потенциала развития в разных видах деятельности Умение делать выбор и нести за него ответственность
Профессионально-педагогическое общение система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности, организующих и направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых. система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств (по А.А. Бодалеву)
Коммуникативная культура педагога Коммуникативная культура педагога понимается как способы его отношений с учениками, выраженной в системе взаимодействий с ними. (по В.Г. Казанской) Личностные проявления: Фасцинация Пластичность Доминантность Разновидности ролевого поведения
Коммуникативные умения По А.А. Леонтьеву Органично и последовательно действовать в присутствии других людей Управлять процессами взаимодействия Быть терпеливым. Без напряжения и нервозности реагировать на личностные проявления учащихся Снимать напряжение и владеть своим настроением Создавать себе хорошее настроение По В.Г. Казанской Предвидеть проявление психологических барьеров в общении. Представить себя на месте ученика. Вести обучающий диалог с помощью вопросов, вызывающих дискуссию, направлять ход дискуссии. Определять тип включения ученика в диалоге. Реализовать различные роли в общении с разными учениками. «Включаться» в разрешение личных проблем школьников, не будучи навязчивым и не прибегая к диктату. Вступать в контакт, его реализовать и завершать
Барьеры педагогического общения
Условия эффективного (диалогического) общения равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса; равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга; равенство в психологической взаимоподдержке.
Что такое конфликт? Конфликт (с лат.) – столкновение Процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон участников в решении проблемы, имеющей личную значимость. это столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Как возникает конфликт? Конфликтная ситуация (к.с.) - это условие возникновения конфликта; это представления человека о существующем противоречии, о своих целях, возможностях и т.п., об оппоненте - его целях. Для перерастания к.с. в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент. Инцидент – это действия участников к.с., провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Конфликтоген – слова, действия (или бездействие), порождающее или могущие привести к конфликту.
Типы конфликтогенных действий Стремление к превосходству (хвастовство; категоричность и подшучивание; навязывание советов др.) Проявление агрессии Проявление эгоизма (преобладание личных интересов) Нарушение правил (!!! Правила – средства предупреждения конфликтов) Открытое недоверие Неблагоприятное стечение обстоятельств Перебивание собеседника, принижение его значимости Подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу Устойчивое нежелание признавать свои ошибки или чью-то правоту Постоянное навязывание своей точки зрения Неискренность в суждениях Резкое увеличение темпа беседы и неожиданное ее окончание Неумение выслушать и понять точку зрения другого
Особенности педагогического конфликта Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации; Участники конфликта имеют различный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте; Разница возраста и жизненного опыта; Различное понимание событий и их причин участниками конфликта; Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл; Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности.
Функции конфликта Конструктивная Конструктивный конфликт оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов; разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития). Деструктивная Деструктивный конфликт одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.
Стадии прохождения конфликта 1. Возникновение конфликта (появление противоречия) 2. Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон 3. Конфликтное поведение 4. Исход конфликта: конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта Возможность разрешения конфликта начальная фаза- 92% фаза подъема - 46% пик конфликта - 5% фаза спада - 20%
Какие существуют способы разрешения конфликтов? (по К.Томасу) Конкуренция (доминирование, соперничество) Избегание (уход, уклонение) Компромисс Приспособление Сотрудничество
«Беспроигрышная методика разрешения конфликта» 1. Определить проблему. Каждый из участников должен определить свои интересы, используя «Я – высказывания». Можно задать себе следующие вопросы: Что произошло? В чем проблема? Какие чувства я при этом испытываю? 2. Придумать возможные решения. Этот шаг похож на метод «мозговой атаки», важно найти выход из создавшегося конфликта, насколько это возможно, здесь главное – количество. Могут быть любые, сумасбродные идеи. Никакое из предложенных решений не критикуется. 3. Исключить решения, которые не удовлетворяют какую-либо сторону или такие, которые невозможно претворить. Здесь исключается любое решение, которое отвергается хотя бы одним человеком. Поощрять тех, кто дает аргументы «за» и «против» различных решений. 4. Выбрать подходящие решения. Необходимо идти по направлению к согласию. Не голосовать, так как голосование всегда имеет проигравших и победивших. Не допускать давления группы. 5. Определить, как и когда решение будет выполнено. Составить детально, что будет делать каждая сторона. 6. Проверить, насколько хорошо решение. После некоторого периода времени данная проблема поднимается вновь, ставится вопрос, насколько принятое решение удовлетворяет каждого. Возможно внести в решение ряд изменений
Как сегодня понимаются конфликты? (по Гришиной Н.В.) «Конфликт – это распространенная черта всех социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а поэтому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни…» Конфликт – это нормально. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. …это один из главных процессов. Служащих сохранению целого… Конфликт – это не обязательно плохо. Общая идея положительного влияния конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию». Конфликт может быть управляем, при чем управляем таким образом, что негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные усилены…Конфликт – это то, с чем можно работать»
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ГОУ ДПО НИРО Нижний Новгород, ул.Ванеева, 203 каб (корпус общежития) Кафедра психологии ГОУ ДПО НИРО Зав.кафедрой – Еделева Елена Гурьевна Тел. (831) Скайп-адрес: elena.edeleva