Воспитательная система класса
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива
Структура воспитательной системы Компоненты воспитательной системы класса: 1. Индивидуально-групповой 2. Ценносно-ориентационный 3. Функциально-деятельностный 4. Пространственно-временной 5. Диагностико-результативный
Индивидуально-групповой компонент состоит из элементов: Классный руководитель Учащиеся класса Педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива Родители учащихся
Ценностно-ориентационный компонент: Цели и задачи воспитания Перспективы жизнедеятельности классного сообщества Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса
Функционально-деятельностный компонент: Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. Основные функции воспитательной системы. Педагогическое обеспечение самоуправление, жизнедеятельности классного общества.
Пространственно-временной компонент: Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда. Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. Этапы становления и развития воспитательной системы.
Диагностико-результативный компонент: Критерии эффективности воспитательной системы; Методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы; Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов
Технология моделирования воспитательной системы: 1. Изучение учащихся класса, отношений, общение и деятельности в классном коллективе; 2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества; 3. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка.
Направления работы по моделированию воспитательной системы Задачи деятельности Средства реализации задач 1. Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива. 2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. 3. Деятельность по сплочению и развитию коллектива класса.
План работы по моделированию воспитательной системы класса Направления работы по моделированию воспитательной системы Деятельность по моделированию воспитательной системы класса сентябрьоктябрьноябрьдекабрь 1. Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива. 2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. 3. Деятельность по сплочению и развитию коллектива класса.
Концепция воспитательной системы
Концепция воспитательной системы класса может состоять из разделов: Краткая психолого-педагогическая характеристика класса Цель и задачи воспитательной системы класса Перспективы и принципы жизнедеятельности классного коллектива Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса (вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы) Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса 1. Общие сведения о классе 2. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы 3. Характер общение учащихся в группе 4. Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся 5. Творческий потенциал и творческая активность учащихся
Цели воспитательной системы класса Для воспитателя: управление процессом развития личности; взаимодействие всех участников воспитательного процесса. Для учащихся: формирование коммуникативных навыков; самореализация формирование Я-концепции Для родителей: научение социальным навыкам; адаптация к социуму. Для школы включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.
Перспективы и принципы жизнедеятельности класса Близкая Средняя Дальняя
Механизм построения воспитательной системы класса (пример) Цель: создание благоприятной социально-психологической обстановке в классе. Задачи: развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов. Формы реализации: тренинги общения ролевые игры экскурсии, походы КТД КВН акции и проекты посещение театров, музеев, выставок.
Критерии эффективности воспитательной системы класса воспитанность учащихся защищенность и комфортность ребенка в классе удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельность в классе сформированность классного коллектива репутация класса проявление индивидуальности классной общности сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника. развитость креативных способностей учащихся.
Составление планирования