Карлюк Е.В. - руководитель РМО социальных педагогов Центрального района г. Челябинска, социальный педагог высшей категории МОУ СОШ 30 (филиал) Меньшикова Я.А. – логопед высшей категории МОУ СОШ 30 (филиал), классный руководитель 11 класса
-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ФЗ 124 от ) в этом законе дети-инвалиды определяются как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», а «социальная адаптация ребенка» как «процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы» - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от г. N 181. Именно в этом законе определяется понятие «ребенок-инвалид» как лицо с ограничениями жизнедеятельности, возможностей до 18 лет. Этот закон рассматривает адаптацию детей-инвалидов как цель реабилитации. «Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество»
- Ст. 43 Конституции РФ закрепила право каждого на образование. - Законом РФ «Об образовании» (1992) установлено, что «право граждан на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации». В статьях 5 (п. 5, 6), 18 (п. 3), 50 (п. 10) названного Закона особо отмечены законодательные положения в отношении детей с отклонениями в развитии, предусматривающие создание условий для получения образования и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. - Обучение детей с ограниченными возможностями регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от г «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и постановлением Правительства Российской Федерации от г. 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей- инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», и постановлением Правительства Российской Федерации от г. 617 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»
создание условий для социально-психологической адаптации де тей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.); повышение уровня психологической готовности родителей и детей-инвалидов к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию; адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников с ограниченными возможностями; повышение психологической компетентности педагогов в работе с родителями и детьми-инвалидами. Консультирование и просвещение педагогов, предполагающее как консультирование но запросам, так и совместную психолого-педагогическую работу по анализу учебной программы и ее адаптации к конкретным школьникам;
создание доброжелательного климата, доверительных отношений, организация эффективного психолого-педагогического сопровождения детей в наиболее острые периоды адаптации; выработка стратегии индивидуального (личностно- ориентированного) подхода к учащимся; формирование комфортной образовательной среды; индивидуальное консультирование. повышение психолого-педагогической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;
создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями; развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в школе; развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами; формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я - концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности»
-информационная (информирование родителей о работе общественных организаций, и других специальных мероприятиях); -организационная (проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблемам семей с детьми-инвалидами и другой социальной направленности, ориентированной на их поддержку); -обучающая (проведение семинаров для педагогов, социальных педагогов с целью накопления и обмена опытом); - посредническая (приглашение специалистов для проведения профессионального консультирования в области юриспруденции, медицины, экономики и права).
уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья в процессе адаптации к школе; формирование комфортной образовательной среды; снижение уровня тревожности родителей и детей; эмоциональное благополучие ребенка в классе; развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями; выработка учителем стратегий индивидуального (личностно- ориентированного) подхода к учащимся. включение родителей в образовательный процесс.