Возможности современных педагогических технологий для повышения качества исторического образования.
Почему необходим переход к новым технологиям ? Пассивность большинства современных подростков. Отсутствие интереса к абстрактным наукам. Низкий процент « читающих » ребят. НО ! Необходимость качественной подготовки к сдаче ЕГЭ. Требования единого государственного стандарта к выпускникам гласят : « общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны …. выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя.»
Интерактивное обучение Слово интерактив образовано от слова interact ( англ.), где inter взаимный, act действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение это, прежде всего, диалоговое обучение. При интерактивном обучении диалог строится как на линиях учитель - ученик, так и на линиях ученик ученик ( работа в парах ), ученик группа учащихся ( работа в группах ), ученик - аудитория или группа учащихся аудитория ( презентация работы в группах ), ученик компьютер и т. д.
Основные требования к организации процесса обучения : побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде ; сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями ; побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки ; давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной обстановке, в малых группах ; давать учащимся возможность применять новые представления широкому кругу явлений, ситуаций, чтобы они могли оценить их значение. Среди образовательных задач - умение самостоятельно получать новую информацию, перерабатывать ( систематизировать, анализировать ) полученные знания, ставить и решать проблемные задачи.
Интерактивные методы : создание ситуации выбора проблемно - познавательные, логические задания ролевые игры сочинение - рассуждение, письма, сказки, сочинения стихов тексты - ловушки, тексты с историческими ошибками соотнеси закончи предложение дискуссия, диспут, спор узнай историческое лицо современные информационные технологии обучения.
Ассоциативный ряд : 5 класс. История древнего мира. Государство : правители - династия - законы - чиновники - казна - войско - границы. Египет : фараоны, сфинксы, саркофаг, мумии, жрецы, песок, иероглифы.
Проблемные вопросы __ Август года __ Март 1920 года Как правительству большевиков удалось победить ?
Игровые ситуации : Генералы …..: - Необходимо дать новое сражение так как …… Кутузов - Я предлагаю оставить Москву потому, что ……
Беседа исторического лица
Тексты - ловушки : Привет, мой славный Скир ! Пишу редко, но не считай, что я мог забыть нашу прекрасную страну и друга, которых оставил. Уж сколько живу, а к порядкам а Афинах привыкаю с трудом. Взять, к примеру, народное собрание, где мы решаем все важнейшие дела. Выступать может кто угодно и говорить как угодно долго. Однажды Перикл говорил почти сутки : он так измучил толпу, особенно почтенных старух, что его в очередной раз избрали судьей, лишь бы уйти домой …
Таблицы ДатаЛичностьСобытие Ермак Тимофеевич Иван ГрозныйПервый Земский Собор 1721 Петр Великий Бородинская битва
Информационные технологии Работа с электронными учебниками, энциклопедиями, книгами. Поиск информации в сети Интернет, ее обработка и систематизация. Художественные фильмы, музыка. Работа с презентациями.