Тема урока: Урок русского языка в 6 классе национальной школы Урок разработан Хуснетдиновой Л.Г., учителем русского языка и литературы МОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского района ЧР
Цель урока: познакомить учащихся с существительными общего рода; совершенствовать навыки определения рода имен существительных, умение употреблять в речи существительные общего рода; воспитывать любовь к русскому языку.
родпол мужскойженский
Памятка 1. Помни: имена существительные общего рода, оканчивающиеся на –а (-я), могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола. 2.Определи, к кому относится существительное общего рода. 3.Если существительное общего рода обозначает лицо мужского пола, то прилагательное согласуется с этим существительным в мужском роде. 4.Если существительное общего рода обозначает лицо женского пола, то прилагательное употребляется в форме женского рода.
Ход урока Фронтальный опрос: Что такое род? Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода? Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? Сколько родов в русском языке?
Задание: поставьте имена существительные в единственном числе и распределите их по родам в три столбика. Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умница. Умница - ?
Новая тема Задание: отгадайте, о ком идет речь – о мальчике или девочке. «Умница!» – сказала бабушка внуку. Тихоня не торопился домой. Наша Маша – хвастунишка. -Как можно определить, к какому роду относятся слова умница, тихоня, хвастунишка? - Что обозначают данные слова?
Словарная работа тихоня трудяга ябеда умница соня молодчина плакса работяга лежебока самоучка белоручка чистюля непоседа всезнайка Вывод: слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола.
Физкультминутка Найдите в загадке спрятанное существительное общего рода. Выпишите его вместе с прилагательным и укажите род существительного. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной.
Закрепление темы Задание: спишите пословицы, существительные общего рода подчеркните и узнайте по словарю значение этих слов. На каждого простофилю найдется мошенник (непальская). Куда бедолага, туда и беда (азербайджанская). Голод заставляет воровать, обида делает задирой (монгольская). Языком мастер, а делом – левша (адыгейская). Гуляка в молодости – скромен в старости (турецкая).
Итоги урока Что нового узнали на уроке? Какие особенности имеют имена существительные общего рода? Домашнее задание: * Упражнение 292 (письм.), выучить правило и памятку. * Словарная работа. Задание: найти значение слов НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА по словарю, нарисовать рисунки к этим существительным общего рода. * Написать сочинение – миниатюру «Почему люди осуждают невежду?» Аттестация учащихся.