Искусство авангарда Выполнили выпускники 11А класса МБОУ «СОШ 35» г. Чебоксары Вострова Е., Иванов М., Ларионова М. Руководитель: Ильина Н.А., учитель высшей категории
Футуризм: «Пощёчина общественному вкусу» искусство прошлого отрицалось во имя будущего искусства отказ от чувств, определяющих этику людей прошлого необходимое условие – эпатажность, скандальность и смелость новизна, экспериментаторство
Артистическое кафе «Бродячая собака»
В.В.Маяковский «А вы могли бы?» Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913
В.В.Маяковский «Нате!» Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я бесценных слов транжир и мот. 1913
Кубофутуризм модернистское течение, выступающее против салонной красивости в искусстве изображение мира в его «простых» элементарных формах упрощенная схема сочетаний куба, шара, конуса, цилиндра бедность цветовой гаммы
Велимир Хлебников (1885 – 1922) Бобэоби пелись губы, Вээмоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило лицо. 1909
В.Хлебников «КУЗНЕЧИК» Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. "Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари! 1908
Велимир Хлебников Люди, когда они любят, Делающие длинные взгляды И испускающие длинные вздохи. Звери, когда они любят, Наливающие в глаза муть И делающие удила из пены. Солнца, когда они любят, Закрывающие ночи тканью из земель И шествующие с пляской к своему другу. Боги, когда они любят, Замыкающие в меру трепет вселенной, Как Пушкин - жар любви горничной Волконского. 1911
Василий Васильевич Кандинский (1866 – 1944)
Василий Кандинский «Зимний пейзаж»
Василий Кандинский «Чёрное и фиолетовое»
Пабло Пикассо (1881 – 1973)
Пабло Пикассо «Дети»
Пабло Пикассо «Герника»
Эгофутуризм Лозунги эгофутуризма (программа Игоря Северянина): 1.Душа – единственная сила. 2. Самоутверждение личности. 3.Поиски нового без отвергания старого. 4.Осмысленные неологизмы. 5.Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6.Борьба со стереотипами и заставками. 7. Разнообразие метров.
Игорь Северянин (1887 – 1941) Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!
Игорь Северянин «Увертюра» Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Бега автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс! Январь 1915 Петроград
Игорь Северянин «Поэту» Лишь гении доступны для толпы! Ho ведь не все же гении - поэты?! Не изменяй намеченной тропы И помни: кто, зачем и где ты. Не пой толпе! Ни для кого не пой! Для песни пой, не размышляя - кстати ль!.. Пусть песнь твоя - мгновенья звук пустой,- Поверь, найдется почитатель. Пусть индивидума клеймит толпа: Она груба, дика, она - невежда. Не льсти же ей: лесть - счастье для раба, А у тебя - в цари надежда
Игорь Северянин «В осенокошенном июле» Июль блестяще осенокошен. Ах, он уходит! Держи! Держи! Лежу на шелке зеленом пашен, Вокруг - блондинки, косички ржи. О небо, небо! Твой путь воздушен! О поле, поле! Ты - грезы верфь! Я онебесен! Я онездешен! И бог мне равен, и равен червь! Июль 1911.
Игорь Северянин «Кензель» В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом По аллее олуненной Вы проходите морево... Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева, А дорожка песочная от листвы разузорена Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый. Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная... Упоенье любовное Вам судьбой предназначено... В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом Вы такая эстетная, Вы такая изящная... Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам? Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым, И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом, Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом, И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!.." 1911
Примитивизм В основе живописи предмет как таковой, без всякого психологизма и недосказанности; Нарочитая грубость объемов; Контрастность пронзительно кричащего цвета; Стилистика вывески, лубочной картины, детского рисунка
Объединения московских художников «Бубновый валет» (П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Лентулов, Р.Р.Фальк); «Ослиный хвост» (Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов
П.П.Кончаловский «Семейный портрет»
П.П.Кончаловский «Мост»
А.В.Лентулов «Пейзаж с красным домом»
А.В.Лентулов «Василий Блаженный»
М.Ф.Ларионов «Цирковая танцовщица»
Н.С.Гончарова «Сбор яблок»
Абстракционизм Обращение к кубизму; Игра со временем; Попытки разложить целостный художественный образ на сумму элементов; Психологическое истолкование цвета; Беспредметность (супрематизм)
К.С.Малевич «Лесоруб»
К.С.Малевич «Голова крестьянина»
К.С.Малевич «Динамический супрематизм
Что же объединяет представителей искусства Серебряного века? Стремление выразить настроение, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве: Каждая строчка – пощечина, Голос мой – сплошь издевательство. Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс. Я презираю вса пламенно, тусклые ваши сиятельства, И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!