( гг.)
Цели урока Пополнить знания о жизни и творчестве И.С.Тургенева Проверить знание текста произведения Вспомнить, какие существуют изобразительно-выразительные средства Убедиться в мастерстве Тургенева- пейзажиста Проанализировать фрагменты текста с описанием природы
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. родители писателя
Детство Тургенева 1830г. И.С.Тургенев Иван Сергеевич Тургенев был вторым ребёнком в семье. Живой, впечатлительный, не по годам развитый мальчик, внимательно прислушивался к разговорам взрослых, охотно общался с дворовыми людьми. Игрушки мало занимали его. В доме Тургеневых была довольно большая библиотека. Она стала для Ивана любимым местом в доме. Тургеневу не было ещё и пятнадцати лет, когда он, успешно сдав экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета.
Начало литературной деятельности. Первое произведение Тургенева появилось в печати в 1836 году, когда он ещё учился в Петербургском университете. Это была небольшая рецензия на книгу А.Н.Муравьева «Путешествие по святым местам русским». Главное внимание молодой Тургенев уделял поэзии. Его стихотворения стали появляться в журналах «Современник» и «Отечественные записки».
Отбыв за границу в июле 1856, он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.
В начале 1882 года Тургенев тяжело заболел. Умер он 3 сентября 1883 года во Франции. Смерть Тургенева была воспринята как «горе общее, всенародное».
Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.
Не было души более открытой, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного. Ги де Мопассан
Герои «Бежина луга» - крестьянские мальчики
Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.
Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.
Тест по произведению И.С. Тypгeнeвa «Бежин луг»
1. В каком месяце происходили события в рассказе «Бежин луг»? а) август; б) июль; в) июнь;
2. Почему автор оказался в лесу ночью? а) заблудился; б) пошёл на рыбалку; в) стерёг табун;
3. Скольких мальчиков вcтpeтил у костра oxoтник, герой расскaзa И. С. Тургенева «Бежин луг»? а) четверых; в) шестерых; б) пятерых; г) семерых.
4. Что делали мальчишки ночью на лугу? а) стерегли табун лошадей; б) купались; в) заблудились;
5. Самым старшим мальчиком был: а) Ильюша; в) Федя; б) Павлуша; г) Костя.
6. Прочитайте описания героев расскaзa И. С. Тургенева «Бежин луг». Напишите имя героя:
а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и пocтoянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы».
б) «На вид было не более двенадцати лет», «волосы всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой... тело приземистое, неуклюжее… глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».
в) «Лицо невелико, худо, в веcнушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить... маленькoгo роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».
г) «На вид было не более двенадцати лет», «лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы».
д) « …он лежал на земле, …и только изредка выставлял из- под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».
7. Кто из мальчиков рассказывает больше всех историй?
8. Кого повстречал в лесу Гаврила (герой Фединой истории)? а) русалку; б) водяного; в) лешего ;
9. Какой иcтoрии не было в рассказах мальчиков: а)о бабе-яге; в) о лешем; б)о водяном; г) о русалке
10. Кто в рассказе произносит пословицу: «Своей судьбы не минуешь»?
11. Что поразило автора в детях? а) взрослость,набожность, вера в силу добра; б) запуганность; в) замкнутость;
Волшебная красота и сила русского слова Мастерство И.С.Тургенева в изображении каритин природы
Тургенев – великий мастер пейзажа.
«Бежин луг» - самый поэтический и волшебный рассказ «Записок охотника».
Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.
Метафора Эпитет Олицетворение Сравнение Художественное определение Сопоставление явлений, предметов Скрытое сравнение; слово в переносном значении Наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ
Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение Художественное определение Сопоставление явлений, предметов Скрытое сравнение; слово в переносном значении Наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ
Тургенев часто употребляет такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов: верхний край облачка «засверкает змейками», «хлынули играющие лучи», «тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка».
«Был прекрасный июльский день…»
Проанализировать первый пейзаж с точки зрения красок, звуков и отметить, какими тропами пользуется писатель, описывая природу.
«Ночь росла, как грозовая туча.» Определите, какой троп использовался.