Фасилитаторская функция учителя для обеспечения проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий
Учитель как человек, создающий условия для обучения (фасилитаторская функция) ФАСИЛИТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ усиление продуктивности процесса обучения и воспитания в школе за счет особого стиля общения и личности педагога.
Учитель - фасилитатор – это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового.
Учитель - фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на безоценочном положительном принятии, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым создавая комфортные для развития ребенка условия.
ЭМПАТИЯ Термин происходит от греческого «empatheia», означающего «сопереживание». Эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения.
Модуль «Литература о детстве» 6 класс Проблема модуля: показ становления человека и условий, влияющих на это становление.
Произведения для изучения Повести Л.Н.Толстого «Детство», М.Горького «Детство», В.Г.Короленко «В дурном обществе». Рассказы В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», В.Г.Распутина «Уроки французского»
Произведения для самостоятельного чтения Повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука», А.Н.Толстого «Детство Никиты», И.С.Шмелева «Лето Господне», В.К. Железникова «Чучело»
Исследование с точки зрения основной проблемы: становление человека, ответственность самого растущего человека и влияние окружающей среды.
Самое современное произведение – повесть В.К. Железникова «Чучело». По нему была организована проектная деятельность шестиклассников. Это был заключительный урок модуля «Невозвратимая пора детства»
Этапы проекта: 1.Совместная постановка исследовательской задачи; 2.Обозначение поля исследования; выделяем главное в повести, формулируем вопросы и задания, формируем пакет вопросов. Сообщаем о фильме Р.А.Быкова. 3.Организуем полемику, к которой могут вести все проблемные индивидуальные и групповые задания.
В ходе исследования: а) Выделяем ключевые эпизоды для анализа; б) конкурс пакетов проблемных вопросов, из которых выбираем несколько главных и основной: Как коллектив превращается в толпу и отторгает изгоев?
в) отбор ключевого эпизода фильма. Групповые задания: выбрать, приготовить показ, провести его; подготовить вопросы для сопоставления с текстом; выразительное чтение кульминационного эпизода повести с остановками, частичным анализом; краткий рассказ об истории создания кинофильма и режиссере Р.Быкове, его детской теме.
г) подготовка к полемическому исследованию; д) подбор иллюстраций художников к произведению; е) создание собственных иллюстраций; ж)характеристика персонажей (индивидуальные задания); и) отслеживание линий самых проблемных персонажей (Железная Кнопка и др.); к) написание письменных работ. Рефлексия. Выход на новые исследования.
Мария Бессольцева(Машка) Николай Николаевич Бессольцев Лена Бессольцева Васильев Рыжий Валька Лохматый Шмакова «Железная кнопка» Миронова Попов Димка Сомов Маргарита Ивановна Герои повести
Как возникла конфликтная ситуация? Кто участники конфликта? Лена Бессольцева Дима Сомов Рыжий Лохматый Лена Шмакова Попов (Попик) Валька (Живодер) Железная Кнопка Васильев Маргарита Ивановна Дедушка Бессольцев Николай Николаевич
За Лену Против Лены Дедушка Лены Сомов Васильев Миронова Шмакова Лохматый Рыжий Попов Маргарита Ивановна
Когда, как и почему коллектив становится толпой и отторгает изгоев?
Какими художественными средствами пользуется режиссер? Как он расставляет акценты? Как ему удается показать превращение коллектива в толпу? Кому удалось убедительнее показать кульминационную сцену - писателю или режиссеру?
Комментарий ученицы Я изобразила Марию Николаевну Бессольцеву серьезной, она как будто погружена в себя после трагических событий, взгляд её сосредоточен, обращён к зрителю. Мы помним, что жениха её убили на войне, замуж она не вышла и посвятила себя людям : основала гимназию, работала в госпитале, спасала людей во время эпидемии тифа. Здесь мы видим её остриженной она только что оправилась от болезни. В этом - сходство с Леной Бессольцевой, которая сама остриглась наголо. У писателя и Лена, и «Машка»- одно лицо, вот почему портрет так подействовал на одноклассников. Возможно, в какой-то момент произошло осознание их поступков, в результате которых они с дедушкой вынуждены покинуть городок. И похожи они прежде всего своим стремлением нести людям свет, радость, сердечностью, добротой.
Конфликт поведение Человеческая чистота Сострадание Благородство Милосердие Желание остаться самим собой «Один против всех» « Чудики» Агрессивное Что определяет развитие конфликта Озлобленность Обида Зависть Равнодушие Примитивизм Стремление к лидерству «Быть как все и со всеми» Обыкновенные Толпа Изгои Спокойное