Разработала урок ХУСНЕТДИНОВА Л.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «Чуваштимяшская СОШ» Ибресинского района ЧР
Цели урока: * познакомить учащихся с местоимениями как с особой частью речи и особенностями употребления местоимений в речи; развивать способность грамотно использовать местоимения в речи учащихся; воспитывать стремление строить свою речь красиво и лаконично, избегая ненужных повторений.
«Ничто нам не трудно, Ничто нам не страшно Горячим сердцам молодым!» НАШ ДЕВИЗ:
КАРТА МАРШРУТА Словарная работа. Какая часть речи называется местоимением? Новая тема. Разряды местоимений. Тренировочные упражнения. Физкультминутка /привал/. Письмо по памяти. Итоги урока /устное тестирование/. Телеграмма.
Что с собой возьмем в дорогу? В поход мы возьмём компас, рюкзак, гитару и здоровье. Задание: синтаксический разбор предложения.
Словарная работа Рюкзак – заплечный вещевой мешок. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Маршрут – путь следования. Гитара – струнный щипковый музыкальный инструмент. Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма.
часть речи, которая указывает на предмет, лицо, признак, количество, но не называет их конкретно. Например: Коля – он, дети – они, с папой – с ним и т.п.
РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ Местоимения, употребляемые вместо существительных Местоимения, употребляемые вместо прилагательных Личные: я, ты, мы, вы, он(она, оно), они Вопросительные: кто, что Неопределенные: кто-то, что-то, кто-нибудь, что- нибудь, кое-кто, кое-что, некто, нечто Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего Относительные: кто, что Возвратное: себя Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой Вопросительные: какой, который, чей Неопределенные: какой-то, некоторый, некий, кое-какой, чей-либо Отрицательные: никакой, ничей Определительные: всякий, каждый, любой, весь, всё, все, сам, другой, самый Указательные: этот, тот, такой, сколько, столько
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ Привет, Россия, - родина моя! Как под твоей мне радостно листвою! И пенья нет, но ясно слышу я Незримых певчих пенье хоровое. (Н.Рубцов) Задание: списать стихотворение в тетради, найти местоимения и определить разряд. Словарная работа: незримый– то же, что невидимый.
1. Когда руки бывают тремя местоимениями? 2. Какой остров называет местоимение, когда говорит о своей величине? 3. Какие два местоимения мешают движению по дорогам? 4. Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ? 5. Какое местоимение не имеет именительного падежа, рода, числа?
Письмо по памяти. Учащиеся оформляют письмо по памяти – девиз урока в своих маршрутных листах (тетрадях). Задание: найти местоимение и определить его разряд.
Итоги урока Устное тестирование: 1. Местоимение – часть речи, которая …. 2. Местоимения, употребляемые вместо существительных:… 3. Местоимения, употребляемые вместо прилагательных:… 4. Местоимение … не имеет именительного падежа, рода, числа. 5. В предложении местоимение может быть … Домашнее задание : § 79, упражнение 646 (списать, указать разряд местоимений), сочинение – миниатюра по одной из пословиц. Аттестация учащихся.
Телеграмма «Дорогие ребята! Всем спасибо за урок. Лариса Григорьевна».