Украшение как отражение чувашской культуры и истории Надо лбом высоким, чистым Шёлк кудрей, к звену звено, И звенят на ней монисты С лёгким шагом заодно К. В. Иванов
С глубокой древности люди носят украшения, придавая им разный смысл. Они необыкновенно разнообразны по материалу, видам, способам ношения. У каждого народа формировался комплекс оригинальных украшений. Чувашские народные украшения запоминаются с первого раза. Они имеют древнее происхождение, богатую символику. В этом проекте мы рассмотрим основные украшения и раскроем их назначение. Авторы работы: Васильева Дарья Иванова Анна ученицы 8 А класса
Цель проекта 1) Знакомство с частью культурной истории чувашского народа; 2) Эстетическое воспитание на примере украшений.
Вопросы Основополагающий вопрос: 1. О чём могут сказать украшения? Проблемные вопросы: 1. На какие виды делятся чувашские украшения? 2. С какими целями носили украшения? 3. Как помогают украшения в сохранении и передаче преданий и мифов?
Методические задачи Познакомить с чувашскими украшениями как элементом культуры народа. Научиться различать чувашские украшения по видам и их назначению. Подчеркнуть важность украшений в сохранении культуры чувашского народа
Аннотация Данный проект ориентирован на учащихся среднего звена с целью знакомства с материальным искусством чувашского народа. Развитие интереса к традиционной чувашской культуре, мифологии через знакомство с элементами декоративного искусства. Изучение видов и функций чувашских украшений должно способствовать повышению интереса к культуре и истории родного края. Благодаря проекту учащиеся осознают важность украшений как элемента сохранения и передачи дальнейшим поколениям чувашской мифологии и культуры.
Какие чувашские украшения вы знаете?
Современный человек использует украшения только для красоты или просто потому, что так модно. В древности украшения имели особый смысл, они могли указывать принадлежность человека к определённой группе. Все чувашские народные украшения можно разделить на несколько групп: наушные, накосные, нагрудные, наспинные, поясные, наручные. На кожаные и тканые основы украшений нашивался бисер, бусы, тесьма, раковины, монеты, металлические узоры, использовалась вышивка, бахрома.
Наушные женские украшения: серьги, подвески. Грудь украшали ожерелье «Суха», чепчушка, шулкеме с треугольником для крепления сурпана.
К поясным и набедренным украшениям относились сара (яркач), поясные украшения с кошельком (енчек).
Признаком замужней женщины были головные уборы: сурпан, масмак, чалма, пус тутри.
Девичьи украшения имея много сходства отличались некоторыми чертами. Любую девушку украшали серьги, подвески на ушах, в косы заплетали монеты, ленты, бусы и особые накосные украшения (сивет эреше). Обязательным было ожерелье «Суха», только с большим количеством бисера. Девушки носили и шулкеме, только без треугольника.
Самым ярким признаком девичества была тухья, сплошь покрытая монетами и бисером. Во время свадьбы лицо невесты скрывало покрывало «Перкенчек»
Общими для замужних и незамужних были нагрудные украшения ама, тевет, браслет и кольца.
Работы учеников
Выводы: Чувашские украшения многообразны по форме, материалу и видам. Имеют большое эстетическое воздействие. Отличаются древностью и самобытностью. Помогают определить положение человека в обществе.