Фадеева Наталия Викторовна МБОУ «Ликино-Дулевский лицей» Формирование здоровьесберегаюших компетенций в образовательной деятельности
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы… В.А.Сухомлинский
Здоровье человека достаточно актуальная тема для разговора для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья современных российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования
Здоровье ребенка, его социально- психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет такой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Причины возложения на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной задачи - заботы о здоровье учащихся: Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и не профессионализма. Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача. В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесбережения перед каждым педагогом ставится задача - сформировать у обучающихся необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни
Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством: технологий обучения; содержания образования; стиля жизни образовательного учреждения; типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися
Использование здоровьесберегающих технологий в обучении предполагает соблюдение следующих принципов: учёт возрастных особенностей; учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения; структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся; использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся
Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Не навреди!" и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании охрана труда - это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье школьника. Задача каждого учителя - по возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов. Задача-оптимум - это реализация здоровьесберегающих образовательных технологий, включающая не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
Наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Формировать навыки здорового образа жизни у школьников необходимо начинать в начальных классах (внеурочная деятельность). В среднем звене нужно не только закрепить умения, приобретенные в начальной школе, но и получить новые, тогда к выпускным классам они станут образом жизни учащихся и помогут им уверенно вступить в самостоятельную жизнь. Использование здоровьесберегающих компетенций в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
«Урок - главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетенции учителя»