"Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации системы образования России". (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Раздел II, 2,5) Организационные, содержательные, деятельностные основы методической работы с учителями, воспитателями образовательных учреждений выполняют Методическая работа является одним из важных компонентов системы непрерывного педагогического образования познавательные функции культурологические функции компенсаторные функции адаптационные функции 2
способствует повышению уровня профессионального мастерства учителей стимулирует развитие педагогического творчества помогает внедрению достижений науки и передового педагогического опыта в практику работы школы методическая работа 3
Особенности методической работы в образовательном учреждении: проводится непрерывно, не требует значительных затрат материальных ресурсов в содержании и формах методической работы конкретной школы учитываются задачи и результаты учебно-воспитательного процесса оперативно реагирует на изменения в содержании образования, его научно- методическом обеспечении включает в коллективную деятельность интеллектуальный потенциал и опыт большинства педагогов стимулирует сплочение педагогического коллектива способствует развитию образовательного учреждения 4
Основные принципы методической работы: системность в организации и содержании гуманистическая направленность, ориентация на развитие личности учителя и ученика обеспечение связи научной информации с практикой работы школы демократизация методической работы, предоставление учителю свободы выбора различных форм методической работы 5
Содержание методической работы в современных условиях модернизации образования может включать новую для учителей информацию: Содержание методической работы в современных условиях модернизации образования может включать новую для учителей информацию: о результатах научных исследований прежде всего, в конкретных образовательных областях о новых направлениях в развитии современной педагогики и психологии например, личностно-ориентированном обучении и воспитании, гуманизации и демократизации в образовательной деятельности о ведущих направлениях в развитии образования в России: обновлении структуры и содержания общего образования, результатах эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), о стандартах, профильном обучении, об использовании современных, информационных, технологий в образовании обновлении структуры и содержания общего образования, результатах эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), о стандартах, профильном обучении, об использовании современных, информационных, технологий в образовании 6
Содержание методической работы в современных условиях модернизации образования может включать новую для учителей информацию: Содержание методической работы в современных условиях модернизации образования может включать новую для учителей информацию: о научно- методическом, учебно-методическом обеспечении образовательной деятельности: программах, учебниках, методических, дидактических материалах, современных технических аудио-видео средствах обучения о современных проблемах воспитания учащихся способах и методах их решения способах и методах их решения о правовых, нормативных актах законах, приказах, рекомендациях, инструкциях по проблемам развития образования законах, приказах, рекомендациях, инструкциях по проблемам развития образования 7
Содержание методической работы в современных условиях модернизации образования может включать новую для учителей информацию: Содержание методической работы в современных условиях модернизации образования может включать новую для учителей информацию: о результатах образовательной деятельности, учебно-воспитательного процесса в школе, районе (городе округе), выявленных наиболее сложных для практики проблемах о педагогическом опыте учителей школы, района, региона, России, имеющих стабильные высокие результаты в обучении и воспитании учащихся 8
основы исследовательской, экспериментальной работы проблемы, решение которых вызывает наибольшие трудности в практической деятельности методическая тема, над которой работает педагогический коллектив результаты диагностики информационных профессиональных потребностей учителей 9
Организационные формы методической работы в школе численности учителей, уровня их профессиональной квалификации, информационных профессиональных потребностей, программы развития образовательного учреждения, планируемых экспериментах и нововведениях. Дифференциация и индивидуализация методической работы может быть реализована в различных организационных формах, профессиональных объединениях педагогов Их состав, направления деятельности определяются в каждой конкретной школе в зависимости от 10
методические объединения методические объединения предметные межпредметные по образовательным областям по группам классов кафедры (например) математики и вычислительной техники естественно-научных дисциплин иностранных языков начального образования "Дифференцированный подход и современные методы индивидуализации обучения" "Современные методы и средства развития интеллектуальных способностей учащихся" "Изучение уровня обученности и воспитанности учащихся" "Здоровьесберегающие технологии" "Использование современных информационных технологий в обучении учащихся" истории, экономики и права языкознания и литературы проблемные, творческие группы - например, по таким проблемам как 11
изучение и обсуждение проблем этики и культуры общения способов овладения педагогическим мастерством наиболее оптимальными формами ведения урока внеурочного мероприятия организует посещения и анализ уроков знакомит с методами и приемами своей работы помогает разработать тематические планы клуб молодых специалистов школа передового опыта мастер-класс педагогическая мастерская - это школа учителя-мастера, который по желанию работает с 2-5 учителями: 12
Формы методической работы основываются на идеях андрагогики (образования взрослых) и должны учитывать: особенности работы со специалистами, имеющими среднее или высшее профессиональное педагогическое образование жизненный опыт, свой опыт практической педагогической деятельности концепцию в организации обучения и воспитания учащихся сложившийся стиль общения с детьми, родителями, коллегами, руководителями образовательного учреждения В их числе 13
формы методической работы самообразование стажировка разработка учителем конкретной темы собеседование наставничество индивидуальная консультация 14
имитационные тренинги на основе анализа конкретных ситуаций дискуссии, "круглые столы" деловые игры педагогические экскурсии групповые консультации открытые уроки творческие отчеты учителей предметные недели, месячники как форма отчета методического объединения пресс-конференции коллективная разработка и защита проектов формы методической работы заседания методических объединений заседания методических объединений заседания методических объединений заседания методических объединений заседания кафедр, творческих групп заседания кафедр, творческих групп заседания кафедр, творческих групп заседания кафедр, творческих групп семинары (научно- методические, методологические, обзорные информационные, рефлексивные, по освещению опыта работы и другие) семинары (научно- методические, методологические, обзорные информационные, рефлексивные, по освещению опыта работы и другие) семинары (научно- методические, методологические, обзорные информационные, рефлексивные, по освещению опыта работы и другие) семинары (научно- методические, методологические, обзорные информационные, рефлексивные, по освещению опыта работы и другие) 15
формы методической работы Научно-практические конференции Педагогические чтения Итоговый проблемно- стратегический педсовет Методическая неделя Фестиваль педагогических идей Конкурсы профессионального мастерства (например "Учитель года", "Лидер в образовании") Выставка "Методическая работа в системе непрерывного образования педагогов" 16
В процессе использования различных форм методической работы с учителями необходимо учитывать, что полученные новые знания и умения должны способствовать: росту профессиональной, информационной, коммуникативной, гуманитарной культуры педагога развитию творчества, самореализации, самоутверждению педагога формированию положительной мотивации к непрерывному повышению квалификации они могут быть использованы в практике обучения и воспитания учащихся 17
широкое использование результатов работы школьных практических психологов социальных педагогов психолого-медико- педагогических комиссий (ПМПК) широкое использование результатов работы школьных практических психологов социальных педагогов психолого-медико- педагогических комиссий (ПМПК) диалог с учителем Все разнообразные формы методической работы должны быть ориентированы 18
19 3.Назовите основные направления методической работы вашей школы, способствующие развитию творческого потенциала педагогов. 4.Каковы критерии эффективности методической работы, способствующие развитию образовательного учреждения? 1.Какие факторы необходимо учитывать при определении структуры и содержания методической работы в образовательном учреждении в условиях модернизации российского образования? 2.Каковы,по Вашему, мнению оптимальные формы внутришкольной методической работы в образовательном учреждении с учетом проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования?
4. Методическая работа в школе: организация и управление. Рекомендации для руководителей школ. / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководите-ля школы. М., Идрисов И. Планирование методической работы в школе. // ж. Народное образование, Лазарева В.С., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Пуденко Т.И. Руково- дство педагогическим коллективом: модели и методы. Пособие для руководи-телей образовательных учреждений. / Под ред. В.С. Лазарева. М., 1995.
8. Профессиональные объединения педагогов. Методические рекоменда- ции для руководителей образовательных учреждений и учителей. / Под ред. М.М. Поташника. М., Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по науч- ной работе. М.: Новая школа, 1996, Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М., Педагогические технологии: что это такое и как их использоват в школе. / Научные редакторы Т.И. Шамова, П.И. Третьяков. Москва- Тюмень, ж. Методист.
Желаем успехов в работе! Желаем успехов в работе! 22
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Основные разделы плана работы МО: 1. Изучение нормативных документов новые программы, положения об экзаменах, вопросы билетов для экзаменов новые программы, положения об экзаменах, вопросы билетов для экзаменов 2. Научно-методическая работа выбор основного направления на год, на перспективу современные технологии, интегрированные уроки, современные формы опроса выбор основного направления на год, на перспективу современные технологии, интегрированные уроки, современные формы опроса 3. Организация учебного процесса система наставничества, подготовка учебно-методических комплексов, изучение и обобщение опыта работы конкретного учителя, открытые уроки система наставничества, подготовка учебно-методических комплексов, изучение и обобщение опыта работы конкретного учителя, открытые уроки 23
Основные разделы плана работы МО: 4. Учет и контроль cистематичность опроса, формы проверки знаний, система контрольных работ по линии администрации (входная диагностика, четвертные, итоговые работы с учетом специфики класса, систематичность проверки тетрадей, качество проверки) cистематичность опроса, формы проверки знаний, система контрольных работ по линии администрации (входная диагностика, четвертные, итоговые работы с учетом специфики класса, систематичность проверки тетрадей, качество проверки) 5. Организация внеурочной работы факультативные занятия, кружки, олимпиады, дни недели русского языка и литературы, выпуск альманахов, стенгазет, подготовка диспутов, КВН, экскурсий факультативные занятия, кружки, олимпиады, дни недели русского языка и литературы, выпуск альманахов, стенгазет, подготовка диспутов, КВН, экскурсий 6. Экспресс-информация о книгах, методических, литературоведческих публикациях, встречи со специалистами вузов, ИПК, интересными людьми. о книгах, методических, литературоведческих публикациях, встречи со специалистами вузов, ИПК, интересными людьми. 24
В план работы МО могут быть включены следующие вопросы: 1. Обсуждение итогов переводных, выпускных и вступительных экзаменов в истекшем учебном году 2. Работа по новым программам. Русский язык в 10, 11 классах; литература в 9 кл. 3. Обсуждение новых учебников, учебно-методических комплексов и учебных пособий (по классам) 4. Организация самостоятельной работы учащихся, формирование учебных умений и навыков школьников 5. Учет и контроль знаний учащихся в современной школе 6. Система обучения сочинениям на литературную тему в среднем звене 25
7. Организация внеклассного чтения в старших классах 8. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка и литературы 9. Разработка учебно-методических комплексов по русскому языку, по литературе 10. Альтернативные формы проведения переводных и выпускных экзаменов по русскому языку и литературе 11. Обсуждение и утверждение экзаменационных материалов для переводных экзаменов 12. Опыт работы по развитию речи В план работы МО могут быть включены следующие вопросы: 26
13. Обзор новинок методической литературы 14. Распространение учебной литературы на новый учебный год 15. Утверждение плана внеклассной работы по русскому языку и литературе 16. Обсуждение плана открытых уроков и внеурочных мероприятий 17. Единые требования к устной и письменной речи школьников 18. Подготовка к олимпиадам по предмету (определение целей, методики подготовки и проведения типологических заданий) В план работы МО могут быть включены следующие вопросы: 27
Общие положения: Кафедра является структурным подразделением в системе методической работы в школе и организуется при наличии не менее пяти преподавателей, ведущих учебную, научно-исследовательскую работу в одной из образовательных областей Кафедру возглавляет заведующий, имеющий высшее педагогическое образование, (желательно ученую степень или звание), опыт организации методической, научно- исследовательской работы 28
1.Методическая практико- ориентированная деятельность: организация работы по проведению всех форм учебных занятий, предусмотренных учебным планом проведение текущей и итоговой аттестации учащихся проведение внеклассной работы по предмету методическая учеба учителей по овладению основами инновационной деятельности разработка новых дидактических материалов апробация в практической деятельности учителей - членов кафедры - новых педагогических технологий, учебников, учебно- методических комплексов
повышение квалификации учителей - членов кафедры анализ состояния фонда учебников по предмету подготовка предложений администрации по созданию необходимой материально- технической базы, специального оборудования, современных технических средств обучения учащихся по предмету, образовательной области диагностика обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся диагностика затруднений учителей и изучение их информационных профессиональных потребностей. работа с молодыми специалистами 1.Методическая практико- ориентированная деятельность: продолжение
разработка новых учебных планов и авторских программ разработка новых учебных курсов, в том числе с учетом профильного обучения учащихся разработка, обсуждение и апробация новых учебников, учебно-методических комплектов, дидактических материалов изучение, обобщение и апробация педагогического опыта проведение научно-исследовательской работы по плану кафедры; в том числе по обновлению содержания общего образования 2. Научно-методическая деятельность кафедры: Продолжение 31
проведение мониторинга экспериментальной работы по обновлению содержания образования и систематический анализ его результатов разработка и апробация современных здоровьесберегающих технологий с учетом особенностей предмета, образовательной области рецензирование, обсуждение различных программ, дидактических, аттестационных материалов, тестов, методических рекомендаций, разработанных членами кафедры установление творческих связей с научно- исследовательскими институтами, профильными кафедрами высших учебных заведений, общеобразовательных учреждений 2. Научно-методическая деятельность кафедры: 32
Теория и методика организации эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования Основы мониторинга результатов эксперимента по обновлению содержания общего образования Теория и практика введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) Проблемы современного урока в условиях развивающего обучения Современные образовательные, в т.ч. информационные, технологии Проблемы воспитания учащихся в современных условиях Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности 33
Методический семинар учителей физики Технология разноуровнего обучения (первый год работы теме) по теме: Цель: 1. Изучить состояние учебного процесса в рамках традиционной системы обучения с целью выявления противоречий в его организации 2. Изучить психолого-дидактические и методические основы технологии разноуровневого обучения 3. Разработать методическое обеспечение технологии разноуровневого обучения 34
Занятие 1. Традиционный урок физики. Его достоинства и недостатки. Необходимость использования новых технологий обучения в современной школе. Обзор новых технологий обучения Занятие 2. Технология разноуровневого обучения. Проектирование учебного процесса. Организация учебного занятия. Методическое обеспечение разноуровневого обучения Занятие 3. Организация урока в системе разноуровневого обучения. Диагностика знаний и умений учащихся на различных уровнях обучения. Открытый урок, его анализ и оценка эффективности учебного занятия Занятие 4. Методика разработки диагностических материалов для организации контроля знаний и умений учащихся на различных уровнях. Практикум по разработке контролирующего комплекса 3535