Исследование познавательной стратегии выполнения заданий по карте учитель географии ГОУ СОШ 1929 Малькова Надежда Евгеньевна
... В процессе осуществляется не только механическое накопление знаний, заполняющих сознание ребенка, как товары заполняют складское помещение, но при этом происходит и решительное изменение самого сознания учащегося, так что перестраивается и развивается вся его психическая деятельность, и в первую очередь развивается его мышление... А.Н. Леонтьев
Деятельность – единственный путь к знанию. (Б. Шоу) Самое трудное – познать самого себя… (афоризм).
развитие познавательных стратегий выполнения заданий по карте позитивно отразится на качестве картографической подготовки школьников. Цель экспериментальной работы: выявление познавательных стратегий выполнения заданий по карте и разработка микротехнологий их формирования. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс географической подготовки школьников. Гипотеза исследования: Предмет исследования: познавательные стратегии учащихся выполнения заданий по карте.
Структура компетентности (По С.Н.Рягину) КОМПЕТЕНТНОСТЬ общекультурная профильная профессиональная предметнаякоммуникативная С оциальная знания умения опыт творческой деятельности опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности
Умения в школьной географии общеучебные специфические географические приемы работы с источниками географической информации обобщенные приемы, связанные с содержанием географических знаний картографические умения
Картографические умения - выполнение различных заданий по картографическим материалам (картам, контурным картам, картосхемам, профилям и др.). знание географической номенклатуры
I этап исследования - освоение географической номенклатуры Задачи: 1.Выявить познавательные стратегии запоминания географических объектов по карте. 2.Разработать методические приемы для педагогической микротехнологии работы с познавательными стратегиями.
Регионы Азии (экспериментальный урок) Познавательная задача для учащихся: научиться показывать состав регионов по карте. знатьуметь 1.Регионы Азии. 2.Состав регионов (страны и их столицы). 1. Показывать регионы и их состав по карте.
Юго-Западная Азия Ливан Турция Кипр Сирия Израиль Палестинские территории Иордания Ирак Иран Афганистан Кувейт Бахрейн Катар ОАЭ Йеменская респ. Оман Саудовская Аравия Центральная Азия Туркмения Казахстан Узбекистан Киргизия Таджикистан Юго-Восточная Азия Мьянма Вьетнам Лаос Таиланд Камбоджа Филиппины Сингапур Бруней Индонезия Восточная Азия Респ. Корея Монголия Китай Япония Южная Азия Бутан Пакистан Индия Непал Шри-Ланка Мальдивы Бангладеш
Вопросник. 1. Что тебя мотивирует на работу? Представляешь ли ты результат данной работы? Если да, то как? 2. Опиши с чего ты начал выполнение задания? Какова последовательность действий? Что ты делаешь во- первых, во-вторых, в-третьих и т. д.? Ты что-нибудь писал? Представлял? Приговаривал? Вспоминал? 3. Как ты понимаешь, что тебе удается справиться с заданием? Какие действия тебе кажутся наиболее важными? Тебе что-нибудь помогало? Мешало? Что ты делал, если что-то не получалось? 4. Как ты завершил работу? Как понял, что достиг цели? Какой последний шаг ты сделал?
1. Получив задание запомнить регионы и их состав, представил результат своей работы- показывать страны регионов на карте. Мысленно выявил шаги действия. 2. Прочитал задание на доске. Внимательно следил за показом регионов учителем на настенной карте. Затем взял карту с подписанными регионами, рассмотрел её. Далее находил страны, группируя их по близости расположения (у моря, в центре, севернее остальных и т. д.). Закрывая глаза, мысленно представлял их. 3. Для проверки закрывал глаза и представлял карту, называл регионы по пустой карте. Запоминанию помогала настенная карта. Если понимал, что не могу назвать страну, снова смотрел на карту. 4. Работу завершил, когда смог без ошибки назвать все регионы и страны по пустой карте. Последним шагом стала проверка своих знаний по политической карте. Познавательная стратегия 1
Познавательная стратегия 2 1.Поставил перед собой цель запомнить страны и научиться показывать их на карте. 2. Внимательно выслушал задание. Проследил по списку стран за чтением учителя. Несколько раз перечитывал список стран, неоднократно проговаривал состав каждого региона. 3. Чтобы себя проверить, проговаривал состав региона. Затем называл их и показывал на карте. Если забывал, снова читал и проговаривал список. 4. Я понял, что справился с задачей, когда без затруднений назвал страны регионов. Затем проверил себя по карте.
Познавательная стратегия 3 1. Определил, что должен научиться показывать страны каждого региона. 2. Работу начал с того, что внимательно прочитал список стран и рассмотрел карту. Затем начал подписывать страны на контурной карте и обводить границы регионов (Как вариант, дети обводили границы регионов прямо в атласе. Два человека воспользовались возможностью разрезать карту на части). 3. Для определения правильности, проверял себя подписывая страны на пустой карте (три ученика рисовали граф). Сопоставил получившуюся карту с картой в атласе. Если забывал, смотрел в атлас. 4.Работу завершил после того, как без затруднений подписал всё на контурной карте (или нарисовал граф). Последним шагом стала проверка себя по карте «Регионы Азии».
Памятка запоминания состава регионов Азии 1. Внимательно прочитай задание. Мысленно выяви необходимые шаги действия. После этого приступай к действию. 2. Внимательно прочитай название регионов, найди их на карте. Далее приступай к запоминанию стран каждого региона. 3. Прочитай перечень стран, найди каждую на карте. Проговори состав регионов. Затем подпиши их на контурной карте или составь граф. Внимательно рассматривай взаиморасположение стран на карте. Помни, что запоминанию способствуют схемы визуальные образы стран. 4. Несколько раз проверь себя: -назови состав региона; -назови состав региона с опорой на карту; -покажи страны на пустой контурной карте; -нарисуй граф; -попроси соседа проверить себя. 5. Окончательно проверь себя по политической карте Азии. 6. Ты справился с работой! Молодец!!!
Визуальные образы стран Направленные на запоминание формы страны
Визуальные образы стран Направленные на запоминание взаиморасположения стран
Визуальные образы стран Направленные на запоминание названия стран и столиц
Визуальные образы стран Направленные на запоминание природы и экономических особенностей страны
Перспективные задачи трансляция стратегий на другие курсы школьной географии; разработка педагогических микротехнологий работы со стратегиями; выявление, апробация и включение в опыт учащихся познавательных стратегий описания географических объектов.