Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Смоленский областной институт развития образования» АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Выполнила: Петрова Е.В. кандидат педагогических наук
НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». 209 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. 216н «Об утверждении профессиональных групп должностей работников образования». 216н
ПОРЯДОК не предусматривает проведение аттестации руководителей образовательных учреждений, их заместителей, руководителей структурных подразделений
Положение определяет правила проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы: дошкольного; начального общего; основного общего; среднего (полного) общего образования; начального профессионального; среднего профессионального образования; дополнительные образовательные программы.
Основными задачами аттестации являются: Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий. Повышение эффективности и качества педагогического труда. Выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников. Обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Основными принципами аттестации являются : коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации
Основанием для проведения аттестации педагогических работников на территории Смоленской области является: Постановление Администрации Смоленской области от года 924 Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом Смоленской области по образованию и науке государственной услуги «Проведение аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений» Административный регламент.doc.Административный регламент.doc
ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ между Департаментом Смоленской области по образованию и науке и областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ на годы ДОПОЛНЕНИЕ к Отраслевому соглашению между Департаментом Смоленской области по образованию и науки и Смоленской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ ДОПОЛНЕНИЕ к отраслевому соглашению.doc Дополнительное соглашение 2 к Отраслевому соглашению между Департаментом Смоленской области по образованию и науки и Смоленской областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ Дополнительное соглашение 2.doc
Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), ИЛИ подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности
ВИДЫ АТТЕСТАЦИИ Добровольная Установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемые к первой или высшей квалификационным категориям портфолио / информационно-аналитическая справка) Обязательная Подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям (компьютерное тестирование)
Блок-схема аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности (один раз в 5 лет) РАБОТОДАТЕЛЬ оформляе т ПРЕДСТАВЛЕНИЕ на работников РАБОТОДАТЕЛЬ ЗНАКОМИТ РАБОТНИКОВ С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ПОД РОСПИСЬ не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации РАБОТОДАТЕЛЬ НАПРАВЛЯЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В АТТЕСТАЦИОННУЮ КОМИССИЮ Педагогические работники проходят квалификационные испытания в форме компьютерного тестирования по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности РЕШЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ: СООТВЕТСТВУЕТ (НЕ СООТВЕТСТВУЕТ) ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ ИНФОРМАЦИЯ О ДАТЕ, МЕСТЕ И ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ДОВОДИТСЯ РАБОТОДАТЕЛЕМ ДО СВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ АТТЕСТАЦИИ, не позднее, чем за месяц до её начала
В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности трудовой договор с ним может быть расторгнут (пункт 3 часть 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ)
ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям первой или высшей
ПЕРВАЯ квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: Владеют современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности. Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания. Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Блок-схема аттестации педагогических работников, претендующих на ПЕРВУЮ квалификационную категорию Работник по собственному желанию подаёт заявление в аттестационную комиссию Работник представляет ПОРТФОЛИО профессиональной деятельности Квалификационное испытание в форме защиты ПОРТФОЛИО Экспертные группы осуществляют всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности педагога РЕШЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ: уровень квалификации соответствует (не соответствует) требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет
ВЫСШАЯ квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые : Имеют установленную первую квалификационную категорию. Владеют современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности. Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
Блок-схема аттестации педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию и претендующих на ВЫСШУЮ Заявление в аттестационную комиссию не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории Работник по собственному желанию подаёт заявление в аттестационную комиссию не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории Представляет ПОРТФОЛИО профессиональной деятельности Экспертные группы осуществляют всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности педагога Квалификационное испытание в форме защиты портфолио РЕШЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ: уровень квалификации соответствует требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет
При повторном установлении соответствия уровня квалификации педагогический работник представляет информационно-аналитическую справку, подписанную руководителем образовательного учреждения
Аттестационное портфолио педагога
Оценка профессиональной деятельности 1.Предназначение портфолио Аттестационное портфолио педагога – это форма представления зафиксированных и оценённых индивидуальных достижений педагога за определенный отрезок времени. Портфолио является инструментом: Экспертного оценивания профессиональной компетентности и эффективности профессиональной деятельности конкретного педагога; Самооценки результативности и профессиональной деятельности педагога.
2. Являясь предметом для экспертизы при аттестации педагогического работника, портфолио выполняет следующие функции: Оценочно-стимулирующая (основания для отнесения педагога к той или иной квалификационной категории, для начисления стимулирующей части заработанной платы). Развивающая по отношению к образовательной ситуации. Структура портфолио представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога. Демонстрационная по отношению к процедуре оценки качества профессионального труда конкретного педагога и профессиональному уровню в региональной системе образования.
3. Структура портфолио Раздел 1. Общие сведения о педагоге. Раздел 2. Информационно-аналитическая справка. Раздел 3. Краткое описание методической системы педагога. Приложения.
Раздел 1. Общие сведения о педагоге - Фамилия, имя, отчество, год рождения - Образование (наименование ОУ, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому) - Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении - Повышение квалификации (название организации, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов) - Информация о наличии учёных званий и почётных званий, наград
Раздел 2. Информационно-аналитическая справка, отражающая эффективность профессиональной деятельности педагога Для педагогов, претендующих на первую категорию, в справке должны быть представлены: 1. Характеристика условий, в которых работает педагог. 2. Сведения о реализуемых программах, их уровень, направленность (название программы, автор). 3. Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений не менее, чем за последние 2 года в сравнении со средними региональными. 4. Результаты внеурочной деятельности педагога по предмету. 5. Информация об использовании педагогом здоровьесберегающих технологий, пропаганде ценности здорового образа жизни. 6. Информация об использовании педагогом современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.
Информационно-аналитическая справка, отражающая эффективность профессиональной деятельности педагога Для педагогов, претендующих на высшую категорию, в справке должны быть представлены: Результативность участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня. 8. Информация, отражающая участие педагога в исследовательской, опытно-экспериментальной работе, работе творческих коллективов. 9. Информация об участии педагога в различных мероприятиях по распространению его опыта.
Раздел 3. Краткое описание методической системы педагога Материалы этого раздела позволяют судить о том, какой личный вклад аттестующийся педагог вносит в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания в процессе инновационной деятельности
Приложения В приложении могут быть представлены: Документы, подтверждающие достижения педагога. Работы, демонстрирующие продукты профессиональной деятельности педагога (видеоматериалы). Отзывы, рецензии, представляющие результаты внешней оценки деятельности педагога и её результатов. Материалы, отражающие процесс и результаты индивидуального профессионального развития педагога
Словарь основных понятий.docx
ИНФОРМАЦИЯ, содержащаяся в портфолио, с одной стороны должна быть полной, позволяющей дать обоснованную оценку профессионализма, квалификации и продуктивности деятельности педагога, с другой – структурированной и легко доступной для рассмотрения
Проведение экспертизы результатов профессиональной деятельности, квалификационных испытаний Экспертные группы осуществляют всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовку экспертного заключения для аттестационной комиссии Приказ 209. Создание экспертных групп.doc Положение об экспертах.docx Критерии, баллы, шкала портфолио.doc
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТУ.doc
Решения аттестационной комиссии При установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям Уровень квалификации не соответствует первой категории Уровень квалификации не соответствует высшей категории Уровень квалификации соответствует первой (высшей) категории Подтверждение соответствия занимаемой должности или аттестация на первую категорию Наличие первой (высшей) категории. Действительна в течение 5 лет
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !