Начальная школа Основная задача начального курса информатики – заложить основы грамотной работы с информацией Основные вопросы: в направлении «Информационное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современный курс информатики: Особенности структуры и содержания государственного стандарта по информатике и ИКТ.
Advertisements

Программа 8-9 класс Семакин И.Г.. 8 класс (1 час в неделю) 1.Введение в предмет (1 ч) 2.Человек и информация (4 ч (3 + 1)) 3.Первое знакомство с компьютером.
БУП Принципы построения федерального базисного учебного плана для X –XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального.
Методист по информатике ОМС Гончарова А.А. Реализация ОБУП по предмету «Информатика и ИКТ» в учебном году.
Программа Макаровой Н.В. и профильное обучение Октябрь Омск 2007.
Профильное обучение и предметная область информатика.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Примерная программа учебного предмета «Информатика»
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г.Камешково Владимирской области Куцева Надежда Алексеевна Образование:
3-4 класс – модуль в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» (20-34 часа): 8 класс – 35 часов 9 класс – 70 часов – в соответствии с выбранным.
Профильные классы по выбору. Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Федеральный компонент Базовые учебные предметы Русский.
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Роль информационных технологий в реализации концепции профильного образования Материалы к педсовету Кемерово, 2004 МОУ «Средняя общеобразовательная.
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
Транксрипт:

Начальная школа Основная задача начального курса информатики – заложить основы грамотной работы с информацией Основные вопросы: в направлении «Информационное моделирование» - основы моделирования, знакомство с различными исполнителями и их свойствами; в направлении «Информационные процессы» - представление информации, кодирование, правила работы с информационными системами; в направлении «Информационные основы управления» - предварительное знакомство с системным подходом, основами управления компьютером.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательных учреждений Российской Федерации НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебные предметы Количество часов в годВсего IIIIIIIV Русский язык Родной язык и литература ** Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир (человек, природа, общество) Искусство (Музыка и ИЗО) Технология (Труд) Физическая культура

Горячев А.В. и др.Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1,2. 1 кл Горячев А.В. и др.Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1,2. 2 кл Горячев А.В. и др.Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1,2. 3 кл Горячев А.В. и др.Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч. 1,2. 4 кл Тур С.Н., Бокучава Т.П.Информатика. Учебник-тетрадь.2 кл Тур С.Н., Бокучава Т.П.Информатика. Учебник-тетрадь. 3 кл Тур С.Н., Бокучава Т.П.Информатика. Учебник-тетрадь. 4 кл

Учебно-методический комплект по информатике для начальной школы включает: · Три учебника (для 2-го, 3-го, 4-го классов) · Рабочие тетради (по две для каждого класса) · Тетрадь для контрольных работ и тестовых заданий для ученика. · Методическое пособие для учителя · Электронное пособие (на СD), содержащее учебные программы, тестовые программы, тренажеры. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.

Содержание курса включает следующие темы: 1. Информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления). 2. Информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись). 3. Источники информации (живая и неживая природа, творения человека). 4. Работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование). 5. Средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа). 6. Организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики» Авторская программа с 1 по 9 годы обучения предназначена для общеобразовательных и специализированных школ. Курс может изучаться ребятами любого начального уровня подготовки и имеет полное программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя на каждый год обучения; рабочие тетради для учащихся; самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах; программную поддержку на каждый урок (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия»).

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Учебно-методические пособия: Информатика. Учебник для 1 кл. Семенов А.Л., Рудченко Т.А., Щеглова О.В. Информатика. Тетради для учеников 1-4 кл. (1 кл.) Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Учебник для 2 кл. Семенов А.Л., Рудченко Т.А., Щеглова О.В. Информатика. Тетради для учеников 1-4 кл. (2 кл.) Семенов А.Л. ЛогоМиры: учебно-методическое пособие. / Под ред. Семенова А.Л. - ИНТ, ЛогоМозаика: сборник проектов. Яковлева Е.И. - ИНТ, 1997.

Информатика. 1-3, 1-4. (Горячев А.В.) Учебники и учебные пособия: Информатика в играх и задачах Горячев А.В. - Экспресс, Информатика в играх и задачах. Тетрадь 1, 2 (для 1 кл.) Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. Тетрадь 3 (для 3 кл.) Горячев А.В. - Экспресс Информатика в играх и задачах. Тетрадь 4 (для 4 кл.) Горячев А.В. - Экспресс Методические пособия: Поурочные планы по курсу "Информатика в играх и задачах" для 1-2, 2-3, 3-4 кл. Горячев А.В. - Экспресс, 1996.

Непрерывный курс "Информационная культура" 1-4. (Первин Ю.А.) Учебно-методические пособия: Информационная культура. 1, 2, 3, 4 кл. Первин Ю.А. - Дрофа, 1997

«АЗЫ ИНФОРМАТИКИ» НОВАЯ «РОБОТЛАНДИЯ» Дуванов Александр Александрович Роботландский университет, г. Переславль-Залесский «Азы информатики» это новый гипертекстовый интерактивный курс информатики для детей. Он рассчитан на 5-6 лет школьного обучения, стартовый возраст: третий, четвертый или пятый класс (зависит от уровня развития детей). Тематический план курса Книга 1. Знакомство с компьютером Книга 2. В мире информации Книга 3. Пишем на компьютере Книга 4. Рисуем на компьютере Книга 5. Выходим в Интернет Книга 6. Алгоритмические этюды Книга 7. Черные ящики Книга 8. Исполнители

Базовый курс (V-IX классы) Приоритетная задача – получить представление о современной информационной картине мира, научиться осмысленно использовать компьютер в учебной и практической деятельности. Это предполагает, что школьник научится: выделять в окружающем мире объекты и процессы, содержащие информационный компонент; строить и оценивать информационные модели этих объектов и процессов; применять компьютер и информационные технологии для обработки построенных моделей; оценивать и использовать полученные результаты.

Приоритетные вопросы базового курса информатики: в направлении «Информационное моделирование» - основы моделирования и формализации, алгоритмы и их свойства, использование аппаратного и программного обеспечения для создания собственных информационных продуктов; в направлении «Информационные процессы» -общность их протекания в системах различной природы, информационные технологии как результат автоматизации информационных процессов; в направлении «Информационные основы управления» - знакомство с управляющими и управляемыми системами, понятием обратной связи. Базовый курс (V-IX классы)

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательных учреждений Российской Федерации ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебные предметы Количество часов в год Всего VVIVIIVIIIIX Русский язык Литература Родной язык и литература * Иностранный язык Математика Информатика и ИКТ История Обществоведение (включая экономику и право) География Природоведение Физика Химия Биология Искусство (Музыка и ИЗО) Технология Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура70 350

Босова Л.Л.Информатика. 5 кл БИНОМ Босова Л.Л.Информатика. 6 кл БИНОМ Угринович Н.Д.Информатика и информационные технологиии. 7 кл БИНОМ Угринович Н.Д.Информатика и ИКТ. 8 кл БИНОМ Угринович Н.Д.Информатика и ИКТ. 9 кл БИНОМ Семакин И.Г. и др.Информатика и ИКТ. 8-9 кл БИНОМ Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика. 7-9 кл Дрофа Под ред. Макаровой Н.В. Информатика. Начальный курс. 5-6 кл Питер Макарова Н.В.Информатика. Базовый курс. 7-9 кл Питер

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ Представление информации Передача информации Обработка информации Компьютер как универсальное устройство обработки информации Информационные процессы в обществе ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Основные устройства ИКТ Создание и обработка информационных объектов Тексты Базы данных Рисунки Поиск информации Проектирование и моделирование Электронные таблицы Организация информационной среды

Приоритетная цель изучения информатики в старшей школе: Подготовка к последующей профессиональной деятельности Обучение информатике и ИКТ включает в себя базовый и профильный компоненты. информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, включая системы управления, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Главными объектами изучения являются

Базовый компонент Включает в себя теоретические положения, необходимые для понимания сущности, ориентирования и осознанной деятельности в окружающем информационном пространстве, и виды информационной деятельности, свойственные специалистам различных профессий.

Профильный компонент Обеспечивает более подробное знакомство с информационными системами выбранной сферы (профиля обучения), особенностями протекания в них информационных процессов и особенностями применения информационных технологий, существенными для данной сферы.

Обеспечить реальную профилизацию обучения информатике и ИКТ целесообразно путём сочетания следующих дидактических приёмов: при изучении любых средств и технологий система учебных задач отбирается таким образом, чтобы содержательно относиться к сфере выбранного профиля обучения (но при этом решаются и специфические задачи информатики)

Изучаются все основные типы информационных систем, но некоторые из них изучаются обзорно, некоторые – более подробно, приоритет же отдаётся изучению информационных систем, наиболее присущих данной сфере человеческой деятельности: Виды информационных систем приоритетного изучения Физико- матема- тический профиль Социально- экономи- ческий профиль Естест- венно- научный профиль Гумани- тарный профиль Техно- логический профиль Абстрактные формальные системы ++++ Социально-экономические системы ++++ Экологические, биологические и другие природные системы +++ Социально-технические системы ++ Социально-культурные, языковые системы +++ Технические и технологические системы +++

Изучаются возможности и технологии работы всех основных средств автоматизации (аппаратных и, прежде всего, программных), но по тому же принципу: Средства и технологии приоритетного изучения Физико- матема- тический профиль Социально- экономи- ческий профиль Естест- венно- научный профиль Гумани- тарный профиль Техно- логический профиль Алгоритмизация и программирование Средства организации вычислительных работ Средства моделирования Средства организации хранения, передачи, поиска информации (СУБД и пр.) Средства создания и редактирования электронных документов (редакторы) Средства цифровой техники и мультимедиа

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН для среднего (полного) общего образования Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях Учебные предметы Количество часов за два года обучения (*) Базовый уровеньПрофильный уровень Русский язык–210 ( 3 / 3 ) Литература–350 ( 5 / 5 ) Иностранный язык–420 ( 6 / 6 ) Математика–420 ( 6 / 6 ) История–280 ( 4 / 4 ) Обществоведение–210 ( 3 / 3 ) Экономика–140 ( 2 / 2 ) Право–140 ( 2 / 2 ) География70 ( 1 / 1 )210 ( 3 / 3 ) Физика140 ( 2 / 2 )350 ( 5 / 5 ) Химия70 ( 1 / 1 )210 ( 3 / 3 ) Биология70 ( 1 / 1 )210 ( 3 / 3 ) Информатика и ИКТ70 ( 1 / 1 )280 ( 4 / 4 ) Искусство (МХК)70 ( 1 / 1 )210 ( 3 / 3 ) Технология70 ( 1 / 1 )280 ( 4 / 4 ) ОБЖ35 ( 1 / – )–

ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ для некоторых возможных профилей Физико-математический профиль Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Базовые общеобразовательные предметы Русский язык2 Литература6 Иностранный язык6 История4 Обществоведение (включая экономику и право) 4 Естествознание6 Физическая культура4 II. Профильные общеобразовательные предметы Математика12 Информатика и ИКТ8 Физика10

Физико-химический профиль Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Базовые общеобразовательные предметы Русский язык2 Литература6 Иностранный язык6 История4 Обществоведение (включая экономику и право) 4 Биология2 География2 Физическая культура4 II. Профильные общеобразовательные предметы Математика12 Физика10 Химия6

Химико-биологический профиль Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Базовые общеобразовательные предметы Русский язык2 Литература6 Иностранный язык6 История4 Обществоведение (включая экономику и право) 4 География2 Физика4 Физическая культура4 II. Профильные общеобразовательные предметы Математика12 Химия6 Биология6

Биолого-географический профиль Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Базовые общеобразовательные предметы Русский язык2 Литература6 Иностранный язык6 История4 Обществоведение (включая экономику и право) 4 Физика4 Химия2 Физическая культура4 II. Профильные общеобразовательные предметы Математика12 География6 Биология6

Социально-экономический профиль Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Базовые общеобразовательные предметы Русский язык2 Литература6 Иностранный язык6 Информатика и ИКТ2 История4 Естествознание6 Физическая культура4 II. Профильные общеобразовательные предметы Математика12 Обществоведение6 Экономика6 Право2 География6

Социально-гуманитарный профиль Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Базовые общеобразовательные предметы Иностранный язык6 Математика8 Экономика1 Естествознание6 Мировая художественная культура2 Физическая культура4 II. Профильные общеобразовательные предметы Русский язык6 Литература10 История8 Обществоведение6 Право4

Филологический профиль Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Базовые общеобразовательные предметы Математика8 История6 Обществоведение (включая экономику и право) 4 Естествознание6 Мировая художественная культура2 Физическая культура4 II. Профильные общеобразовательные предметы Русский язык6 Литература10 Иностранный язык12 Второй иностранный язык4

Информационно-технологический профиль (как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля) Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Базовые общеобразовательные предметы Русский язык2 Литература6 Иностранный язык6 История4 Обществоведение (включая экономику и право) 4 Естествознание6 Физика4 Физическая культура4 II. Профильные общеобразовательные предметы Математика12 Информатика и ИКТ8

Агро-технологический профиль (как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля) Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Базовые общеобразовательные предметы Русский язык2 Литература6 Иностранный язык6 Математика8 История4 Обществоведение (включая экономику и право) 4 Физика4 Химия2 Физическая культура4 II. Профильные общеобразовательные предметы Биология6 Основы агрономии (*)4 Основы животноводства (*)4 Сельскохозяйственная техника (*)4

Индустриально-технологический профиль Направление – электротехника/радиоэлектроника (как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля) Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Базовые общеобразовательные предметы Русский язык2 Литература6 Иностранный язык6 Математика8 Информатика и ИКТ2 История4 Обществоведение (включая экономику и право) 4 Естествознание6 Физическая культура4 II. Профильные общеобразовательные предметы Физика10 Технология /включая электротехнику и радиоэлектронику/ (*) 8

Художественно-эстетический профиль Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Базовые общеобразовательные предметы Русский язык2 Литература6 Иностранный язык6 Математика8 История4 Обществоведение (включая экономику и право) 4 Естествознание6 Физическая культура4 II. Профильные общеобразовательные предметы Мировая художественная культура6 Профильные курсы искусства (*)12

Педагогический (психолого-педагогический) профиль Учебные курсы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Базовые общеобразовательные предметы Русский язык2 Литература4 Математика6 История4 Обществознание4 Естествознание6 Физическая культура4 II. Профильные общеобразовательные предметы Введение в психологию (*)5 Введение в педагогику (*)5 Педагогическая практика (*)6 Иностранный язык (**)12

Примерный учебный план для универсального обучения Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения Базовые общеобразовательные предметы Русский язык2 Литература6 Иностранный язык6 Математика8 Информатика и ИКТ2 История4 Обществоведение (включая экономику и право) 4 География2 Физика4 Химия2 Биология2 Мировая художественная культура2 Основы безопасности жизнедеятельности1 Физическая культура4

Элективные курсы Профиль Число недельных учебных часов за два года обучения Физико-математический8 Физико-химический12 Химико-биологический12 Биолого-географический12 Социально-экономический10 Социально-гуманитарный7 Филологический6 Информационно-технологический10 Агро-технологический10 Индустриально-технологический8 Художественно-эстетический10 Педагогический10 Универсальный19 Курсы, предлагаемые школой, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

Угринович Н.Д.Информатика и информационные технологии кл БИНОМ Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 10 кл БИНОМ Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 11 кл БИНОМ Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. 10 кл БИНОМ Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. 11 кл БИНОМ Гейн А.Г. и др.Информатика кл Просвещение

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ Информация и информационные процессы Информационные модели и системы Компьютер как средство автоматизации информационных процессов Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) Основы социальной информатики

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ Информация и информационные процессы Информационная деятельность человека Средства ИКТ Технологии создания и обработки текстовой информации Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации Обработка числовой информации Технологии поиска и хранения информации Телекоммуникационные технологии Технологии управления, планирования и организации деятельности

Непрерывный курс информатики Наполнение основных содержательных линий непрерывного курса информатики на разных ступенях обучения Линия «Информационные технологии» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности Н Знакомство с редакторами текстов, графики, музыкальными редакторами Раскрашивание контурных изображений; конструирование рисунков из графических примитивов. Ввод и редактирование текста. Создание и редактирование рисунков в графическом редакторе. Прослушивание и сочинение музыкальных этюдов в музыкальном редакторе. Б Базовое прикладное программное обеспечение и технологии создания документов с его помощью. Средства и технологии работы с текстовой, числовой, графической и звуковой информацией Анализ пользовательских интерфейсов ПС, используемых в учебной деятельности. Анализ условий и возможности применения ПС для решения типовых учебных задач. Анализ технологии решения конкретной задачи в конкретном ПС. Б Электронные таблицы. Технология решения расчетных и оптимизационных задач Решение задач вычислительного характера с использованием ЭТ

Линия «Информационные технологии» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности Б Технология архивации файлов для их хранения и передачи по компьютерным сетям Работа с программами-архиваторами. Анализ возможностей этих программ Б Базы данных. СУБД. Технологии хранения и поиска информации в базах данных. Понятие поискового запроса. Работа с готовыми БД. Форматирование запросов к БД. Разработка структуры БД. Создание БД и ее наполнение Б Технологии использования информационных ресурсов. Информационно-поисковые системы (ИПС). Понятие поискового адреса. Поиск информации в ИПС. Формирование поисковых запросов. Определение возможностей, предоставляемых пользователю ИПС и БД.

Линия «Информационные технологии» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности П Содержание понятий «технология», «информационная технология»(ИТ), «автоматизированная информационная технология» (АИТ) Выявление общего и особенного в материальных и информационных технологиях. Выявление основных этапов, операций и элементарных действий в изучаемых технологиях П Технологии создания информационных продуктов. Требования к электронным документам. Ответственность за распространение недостоверной информации. Функции администратора БД. Определение целей и ожидаемых результатов использования АИТ. Знакомство с основами делопроизводства и требованиями к документам, представленным в электронном виде П Средства и технологии защиты информации от неправильных действий пользователя, несанкционированного доступа, аппаратных сбоев и пр. Ответственность за несанкционированное использование и распространение информационных продуктов Работа с антивирусными программами. Анализ ПС с позиций возможности ограничения доступа, паролирования и других средств защиты Линия «Информационные технологии» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы)

Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности П Телекоммуникационные технологии. Электронная почта, телеконференции, интерактивное общение Анализ структуры адресов электронной почты. Работа с почтовыми программами П Технологии WWW. Гипертекстовое представление информации в сетях. Программы навигации в сетях Знакомство с интерфейсами популярных поисковых систем. Организация поиска информации. Выделение ключевых слов и формулирование запросов, адекватных решаемой задаче

Линия «Автоматизированные информационные системы» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности Б Информационные системы (ИС), основанные на технических средствах хранения, передачи, обработки информации Сравнительный анализ автоматизированных и неавтоматизированных информационных систем. Выявление их общих свойств и различий. Анализ роли технических средств в организации и функционировании АИС Б Автоматизированные информационные системы (АИС). Определение, виды, назначение, возможности, функции. Структура АИС Определение основных компонентов АИС. Определение функций администратора системы и возможностей, предоставляемых пользователю. Знакомство с основными механизмами ввода, размещения, хранения, обработки, выдачи данных Б Программное обеспечение компьютера и его файловая система как АИС. Классификация программного обеспечения компьютера Знакомство с основными функциями операционной системы и операционных оболочек. Поиск, копирование, удаление и т.д. файлов и каталогов, организация каталогов

Линия «Автоматизированные информационные системы» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности П Измерительные АИС. Информационные АИС. Их особенности и сферы применения Знакомство с основными видами, функциями и сферами применения измерительных АИС. Работа с электронными справочниками, энциклопедиями и пр. П Информационно-поисковые системы. Правовые ИПС. Формирование запросов с помощью таблицы реквизитов. Документографические и фактографические ИПС Анализ различных видов запросов к ИПС. Знакомство с основными механизмами поиска документов в ИПС П Поисковые механизмы и системы Интернета. Системы навигации в Интернете Анализ возможностей сетевых поисковых систем (браузеров). Поиск информации с использованием гипертекстового представления информации и посредством задания ключевых слов

Линия «Информационные ресурсы общества» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности Б Понятие информационных ресурсов общества Определение основных видов информационных ресурсов, используемых в обучении и обыденной жизни Б Информационные ресурсы как форма представления знаний. Знания как национальное достояние Анализ знаний, накопленных человечеством, с точки зрения информационных ресурсов Б «Электронизация» информационных ресурсов общества как актуальная проблема Сопоставление объема информации, хранящейся на носителях разного вида в разные исторические периоды. Определение сущности проблемы широкого использования электронных носителей информации

Линия «Информационные ресурсы общества» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности П Классификация информационных ресурсов. Качественные и количественные характеристики основных видов информационных ресурсов Выявление сходства и отличий общественных функций информационных, сырьевых, энергетических, денежных ресурсов. Знакомство с методами качественной и количественной оценок информационных ресурсов П Понятие информационных продуктов и информационных услуг. Основные виды информационного обслуживания Сравнение характеристик информационных и материальных продуктов. Анализ особенностей информационных услуг. Знакомство с основными видами информационного обслуживания

Линия «Системы и системный подход» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности Н Системы, окружающие человека. Определение понятия «система» Анализ окружающих объектов с позиции систем Б Элементы системы, их взаимосвязи. Рассмотрение объектов изучения с позиции систем. Структура системы Определение и формулирование цели системного анализа. Выделение элементов системы и основных подсистем. Установление связей между элементами. Характеристики элементов Б Взаимодействие системы с окружающей средой. Свойства систем Выявление воздействий внешней среды на систему и анализ реакции системы на воздействие извне

Линия «Системы и системный подход» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности Б Информационные системы (ИС) в широком и узком понимании этого термина Анализ систем живой природы, человека и социальных систем как ИС. Анализ систем хранения, передачи, обработки информации на базе технических средств как ИС П Свойства информационных систем. Информационные процессы в системах Анализ информационных процессов в системах. Определение свойств системы. Моделирование информационных процессов в системе П Системный анализ. Виды системного анализа. Роль системного анализа в познавательной деятельности Проведение системно-элементного, системно- структурного, системно-функционального, системно-исторического анализа объекта исследования

Линия «Информационные основы управления» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности Н Управление в системах «человек - человек» и «человек – техническое устройство». Управление как руководство действиями кого-либо или чего-либо Анализ отношений в школе, семье, обществе с позиций управления. Анализ отношений в живой природе и технических системах с позиций управления. Работа с исполнителями Б Общая схема управления. Объект управления (ОУ) и управляющая система (УС). Особенности ОУ и УС. Воздействие внешней среды Моделирование схем управления в реальных системах и выявление их сходства с общей схемой управления. Определение особенностей выбора управляющих воздействий Б Взаимосвязь ОУ и УС. Прямая и обратная связи, их назначение и роль в процессе управления. Управление как управляющее воздействие, передаваемое в форме команд. Принципы формирования и способы задания команд. Параметры команд Выявление каналов прямой и обратной связи, информационных потоков по ним. Моделирование работы систем управления. Алгоритмизация. Управление работой компьютера (исполнителя) с помощью команд

Линия «Информационные основы управления» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности П Общность закономерностей процессов управления в системах различной природы. Кибернетический аспект изучения окружающего мира Знакомство с историей развития и основными достижениями кибернетики. Определение общих закономерностей управления. Проверка их справедливости для различных систем П Вещественно-энергетические и информационные управляющие воздействия: сходство и особенности. Управление как целенаправленное информационное взаимодействие между объектом управления и управляющей системой Анализ или постановка целей управления при работе с аппаратными и программными средствами компьютера. Выбор механизмов управления и его способов. Оценка результатов управляющих воздействий. Оценка качества управления

Линия «Системы искусственного интеллекта» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности Б Интерпретация, оценка информации, анализ, синтез, предсказание, выдвижение гипотез как интеллектуальные операции Анализ и синтез простейших систем. Интерпретация сообщений в условиях неопределенности. Организация исследования нового объекта (неизвестного исполнителя, новой компьютерной программы) с соблюдением основных этапов научного познания. Решение алгоритмических этюдов П Понятие интеллекта. Естественный и искусственный интеллект. Факты, правила, цели – необходимые компоненты решения задач Определение сходства и различий в выполнении интеллектуальных операций человеком и формальным исполнителем. Выявление знаний о фактах, правилах и целях при решении задач и их запись на формальном языке

Линия «Системы искусственного интеллекта» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности П Автоматизированные системы распознавания зрительных образов и звука. Их использование в робототехнике Анализ основных проблем, возникающих при обучении формального исполнителя распознаванию зрительных и звуковых образов. Знакомство со способами их разрешения П Системы оптического распознавания символов (ОРС). Системы распознавания речи как основа речевого командного интерфейса и программ диктовки Знакомство с методами распознавания букв и звуков. Работа с программами ОРС. Работа с программами диктовки и/или речевым вводом команд

Линия «Социальная информатика» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности Б Информатика в современной системе научного знания. Вклад ученых России в развитие информатики как науки Знакомство с основными научными исследованиями в области информатики в России Б Роль информатизации в развитии общества. Информатизация общества как глобальный процесс. Характеристики информационного этапа развития общества Анализ роли информации в быту, общении, познании, практической деятельности. Выявление отличий информационного этапа (постиндустриального) от индустриального Б Объективная обусловленность информатизации общества. Основные этапы информатизации и ее основные направления. Проблемы информатизации Знакомство с основными этапами информатизации. Оценка уровня информатизации близлежащих предприятий, учреждений

Линия «Социальная информатика» (Н - начальный курс, Б - базовый курс, П - профильные курсы) Ступень обучения Краткое содержание учебных модулейОсновные виды деятельности П Информатизация образования как фундаментальная проблема современности. Цели и задачи информатизации образования и основные пути их решения. Информационное обеспечение системы образования. Роль курса информатики в информатизации образования Оценка уровня и определение перспектив информатизации своего учебного заведения. Определение структуры информационного обеспечения своего учебного заведения П Развитие и использование информационных сетей в интересах системы образования. Дистанционное образование как метод расширения образовательного пространства. Технология дистанционного образования Знакомство с технологией дистанционного образования. Определение перспективных направлений использования дистанционных форм обучения. Выявление проблем дистанционного образования (организационных, правовых, методических и пр.) П Понятие информационной культуры общества и основные факторы ее развития. Информационная культура специалиста, ее основные характеристики. Информационная культура и социально- экономическое развитие общества Выявление роли информационной культуры в общей культуре индивида и общества. Определение факторов влияния и основных характеристик информационной культуры пользователя ЭВМ и специалиста

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в третьем - четвертом классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)». ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Часы учебного предмета «Технология» используются для реализации учебных курсов по выбору. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ С года в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга будет осуществляться переход на профильное обучение на старшей ступени школьного образования в X классе. В XI классах работа продолжится в соответствии с Федеральным базисным учебным планом 1998 года (кроме тех образовательных учреждений, которые уже перешли на профильное обучение в X классе в учебном году).

ГОДОВОЙ ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН для X – XI классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга

В соответствии с инструктивно-методическими письмами Комитета по образованию от /О.О. и от /О.О. все программы элективных курсов должны проходить процедуру экспертизы в Региональном экспертном совете (РЭС). В настоящее время в Санкт-Петербурге из числа программ, успешно прошедших процедуру экспертной оценки, методическими службами сформирован банк программ элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Элективные курсы

Возможные сочетания предметов, изучаемых на профильном уровне, и предметов, поддерживающих профиль Предметы, изучаемые на профильном уровне Кол-во часов в неделю ВсегоПредметы, поддерживающие профиль Кол-во часов в неделю Х класс ХI классX классXI класс Вариант 1. Ориентир: высшие учебные заведения технической направленности Физика5510Математика55 Информатика448Черчение11 Вариант 2. Ориентир: высшие учебные заведения технической направленности Математика6612Физика44 Информатика448Черчение11 Вариант 3. Ориентир: высшие учебные заведения технической направленности** Физика5510Информатика22 Математика6612 Вариант 4. Ориентир: высшие учебные заведения технической направленности Физика5510Математика55 Химия336Биология22

Вариант 5. Ориентир: высшие учебные заведения естественно-научной направленности Химия336Физика44 Биология336Математика55 Вариант 6. Ориентир: высшие учебные заведения естественно-научной направленности Физика5510Математика55 Биология336Химия22 Вариант 7. Ориентир: высшие учебные заведения социально-гуманитарной направленности История448Литература44 Обществознание336Право11 Вариант 8. Ориентир: высшие учебные заведения социально-экономической направленности Математика6612Обществознание22 Экономика336География11

Вариант 9. Ориентир: высшие учебные заведения филологической направленности Иностранные языки8816Литература44 Русский язык336 Вариант 10. Ориентир: высшие учебные заведения гуманитарно- филологической направленности Русский язык336История33 Литература5510Иностранный язык 4 4 Вариант 11. Ориентир: высшие учебные заведения художественно- эстетической направленности Профильные учебные предметы искусства 6612Литература44 МХК336

Структура программы Титульный лист Пояснительная записка Тематическое планирование (указать учащиеся должны знать, уметь) Поурочное планирование Литература для учителя и для ученика Программное обеспечение (тема, программа) Дидактические материалы Учебно-методический комплекс Приложения

«СОГЛАСОВАНО» Методист по информатике и ИКТ Адмиралтейского р-на г. СПб _____________/Соболева Л.А./ «___»__________2006г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _______________ «___»___________2006г. П Р О Г Р А М М А ИНФОРМАТИКА и ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ скорректированная для учащихся … классов составлена на основе образовательного стандарта основной (базовый уровень) и старшей школы (профили) МО РФ 2004г. Составитель:

П Р О Г Р А М М А ТЕХНОЛОГИИ (информационные) скорректированная для учащихся … классов составлена на основе образовательного стандарта основной (базовый уровень) и старшей школы (профили) МО РФ 2004г. Составитель: «СОГЛАСОВАНО» Методист по информатике и ИКТ Адмиралтейского р-на г. СПб _____________/Соболева Л.А./ «___»__________2006г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _______________ «___»____________2006г. «СОГЛАСОВАНО» Методист по технологии Адмиралтейского р-на г. СПб _____________ «___»__________2006г.

Техника безопасности. Информация. Кодирование информации (4 ч) Тема 1. Алгоритмы и исполнители (16 ч) Алгоритмы. Исполнители алгоритмов. Примеры алгоритмов. Линейные, циклические алгоритмы и алгоритмы с ветвлением для Исполнителя Колобка. Алгоритмы в математике. Алгоритмы и русский язык. Способы записи алгоритмов. Счет по блок-схемам. Алгоритмы работы на координатной плоскости. Тематическое планирование и содержание обучения 5 класс (68 ч) (скорректированная программа Л.Л. Босовой)

Поурочное планирование – 5 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) N Темы Наименование темыКол-во часов 1Введение4 1.1Техника безопасности. Клавиатурный тренажер2 1.2Информация. Кодирование информации2 2Алгоритмы и исполнители8 2.1Понятие алгоритма, исполнителя. Примеры алгоритмов1 2.2Алгоритмы в математике1 2.3Алгоритмы и русский язык1 2.4Способы записи алгоритмов1 2.5Контрольная работа. Анализ контрольной работы2 2.6Алгоритмический язык стрелок1 2.7Линейные алгоритмы1

Дидактические материалы Тема Дидактические материалы Алгоритмы и исполнителиРабочая тетрадь (С.Н. Тур, Т.П. Бокучава, «БХВ-Петербург», 2002) Карточки индивидуальных заданий (разработка учителя Соболевой Л.А.) Знакомство с компьютеромРабочая тетрадь (С.Н. Тур, Т.П. Бокучава, «БХВ-Петербург», 2002) Текстовый редакторРабочая тетрадь (С.Н. Тур, Т.П. Бокучава, «БХВ-Петербург», 2002) Лабораторные работы (разработка учителя Соболевой Л.А.)

Программное обеспечение Тема Программное обеспечение Алгоритмы и исполнители Fantasy (приложение к методическому пособию для учителей С.Н. Тур, Т.П. Бокучава, «БХВ-Петербург», 2002) Алгоритмика 2.0 (ИНТ, «Интерактивная линия», 2003) Знакомство с компьютеромFantasy Текстовый редакторMicrosoft Word, презентации Введение в моделированиеFantasy ИнформацияFantasy Интегрированные среды QBasic, Turbo Pascal QBasic 4.5, презентации Turbo Pascal 7.0 Графический редакторPaint, презентации Кодирование информацииFantasy Операционные системы и оболочкиWindows, Norton Commander Архивирование файловWinZip, WinRar Антивирусная защитаNorton Antivirus Электронные таблицыMicrosoft Excel, презентации Базы данныхMicrosoft Access, презентации СетиInternet

Техническое обеспечение класса: 10 ПК – Pentium4 CPU 3 GHz, RAM 512 Мб, HDD 29 Гб, монитор 17 Столов учебных – 8 Столов компьютерных – 10 Стульев – 25 Учебно-методический комплекс

Перечень используемых учебников и пособий по информатике АвторНаименование Годы издания Издательство Босова Л.Л. Информатика. 5 кл БИНОМ Босова Л.Л. Информатика. 6 кл БИНОМ Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологиии. 7 кл БИНОМ Угринович Н.Д.Информатика и ИКТ. 8 кл БИНОМ Угринович Н.Д.Информатика и ИКТ. 9 кл БИНОМ Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики (5-9 кл) 2002 "БХВ- Петербург" Книги для учителя

ПараллельАвторНаименование Годы издания Издательст во 5 классы Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики (5 класс) 2002 "БХВ- Петербург" 6 классы Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики (6 класс) 2002 "БХВ- Петербург" 7 классы Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики (7 класс) 2002 "БХВ- Петербург" 8 классы Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики (8 класс) 2002 "БХВ- Петербург" 9 классы Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики (9 класс) 2002 "БХВ- Петербург" Книги для ученика

Согласовано:Утверждено: Методист по информатике и ИКТ Адмиралтейского района Зам. директора по УВР школы __________Соболева Л.А. "___" ______ 2006 г"___" ________ 2006 г. Календарно-тематический план по курсу «ИНФОРМАТИКА и ИКТ» для учащихся … кл. общеобразовательной школы … на уч. Год Преподаватель: … 5 класс (68 часов) п/пДатаНаименование темы Кол-во часов Прим Практика

Согласовано:Утверждено: Методист по информатике и ИКТЗам. директора по УВР Адмиралтейского районашколы ___________ Соболева Л.А. "___" ______ 2006 г"___" ________ 2006 г. Согласовано: Методист по технологии Адмиралтейского района ___________ "___" ______ 2006 г Календарно-тематический план по курсу «Технологии (информационные)» для учащихся … кл. общеобразовательной школы на уч. год Преподаватель: 5 класс (68 часов) п/п ДатаНаименование темы Кол-во часов Прим Практика

Тема по кодификаторуНомер класса в программе Номер темы в программе Информационные процессы и системы Информация и ее кодирование ,3, 4 1 Алгоритмизация и программирование 92 Основы логики Моделирование и компьютерный эксперимент Социальная информатика Информационные и коммуникационные технологии Основные устройства информационных и коммуникационных технологий 82 Программные средства информационных и коммуникационных технологий Технология обработки текстовой информации Технология обработки графической информации Технология обработки информации в электронных таблицах Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных Телекоммуникационные технологии Технологии программирования Подтверждение тем по кодификатору в Вашей программе (пример)

Корректировка программы ТемаАвтор программы Класс Причины изменения программы Основы алгоритмизацииУгринович9Выбран другой язык программирования (Паскаль) Формализация и моделированиеУгринович7, 9Изменено количество часов (7 класс – 4 часа, 9 класс – 6 часов). В программе: 7 класс – 6 часов, 9 класс – 4 часа.

Экзамены По предмету «Информатика и ИКТ» 9 класс – опубликованные билеты (Уровень А) 11 класс – ЕГЭ По предмету «Технологии (информационные)» 9 класс – билеты (Уровень А) 11 класс – билеты(базовый уровень-А, профильный уровень-Б) или проекты (+один теоретический вопрос). Билеты должны быть подписаны методистами по информатике и технологии (при наличии согласованной программы). Проекты заявляются в НМЦ в начале учебного года (тема, руководитель, предполагаемые результаты).

Программу отправлять в электронном виде на адрес НМЦ с пометкой «Программа_2006»