Автор: Оганесян Гарик, ученик 2 класса Г Руководитель: Корнеева Наталья Николаевна, учитель начальных классов Муниципальная средняя общеобразовательная школа 9 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология»
Опрос учащихся начальной школы (50 человек, ГПД, 2 Г класс) 1. Как, одним словом можно назвать данные узоры? 2. Знаете ли вы название данного узора? 3. Заинтересовала ли вас наша тема? Появилось у вас желание узнать о данных орнаментах?
Цель исследовательской работы: 1.Исследовать своеобразие орнаментов как культурных ценностей народов ханты и манси; 2.Создать наглядное пособие для учащихся с распространенными орнаментами. Задачи: найти и ознакомиться с литературой по данной теме; изучить понятие «орнамент»; провести опрос учащихся; проанализировать данные опроса; Объект исследования - орнамент. Методы исследования : интервью, беседа и опрос. Гипотеза : если учащиеся ознакомится с понятием, символикой, значением орнамента, то это позволит научится «читать» и понимать орнаменты на предметах быта.
Слово «орнамент» - латинского происхождения, в переводе означает «узор», «украшение».
«Лягушка»
«Половина рога оленя»
Герб Ханты – Мансийского округа, флаг города Салехарда.
«Заячьи уши» «Заячьи уши» «Заячий след »
«Лапа лисы» «Лапа лисы» «Висячие уши молодой лисы»
«Вороны над болотом»
«Берёза» «Берёза»
«Ива»
Женщины наносят рисунки на берестяные короба, украшают орнаментом из бисера, кожи, кусочков меха женскую и мужскую одежду, плетут украшения из бисера.
Этапы создания пособия: 1.Подбор бумаги и картона, для орнамента. 2.Нанесение орнамента при помощи карандаша на бумагу. 3.Вырезание орнаментов. 4.Наклеивание орнаментов на картон. 5.Подпись орнаментов. Этапы создания пособия: 1.Подбор бумаги и картона, для орнамента. 2.Нанесение орнамента при помощи карандаша на бумагу. 3.Вырезание орнаментов. 4.Наклеивание орнаментов на картон. 5.Подпись орнаментов.
Изделия выполненные руками хантыйских мастериц не только красивы, но и единственны в своём роде.
Пусть, этот материал, собранный мной, будет иметь познавательное значение, ведь «мира не узнаешь, не зная края своего».