На каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его основе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности при высокой степени осознанности и активности учащихся в организации учебной деятельности. Осуществление учебного процесса
Первое направление – это работа с категориями лингвистической теории и словарными словами как с понятиями. Элемент новизны обеспечивается в данном случае тем, что школьники овладевают содержанием соответствующих категорий и слов более глубоко и осмысленно, чем при традиционном подходе, за счет того, что они практически самостоятельно (хотя и под общим руководством учителя) проходят путь формирования того или иного понятия, включая формулирование его определения. Второе направление – введение нового типа лексико- орфографических упражнений, которые по своему содержанию и функциональному назначению выступают как комплексные интеллектуально-лингвистические. Для них характерны специфический подбор и необычная компоновка языкового материала и нетрадиционная постановка заданий, что обеспечивает разностороннее воздействие на интеллект учащихся через интенсивную речемыслительную деятельность.
Мобилизующий этап проводится сразу после организационной части и длится 3–4 мин, в течение которых решается несколько задач: – обеспечивается высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность; – в нетрадиционной форме повторяется ранее изученный учебный материал, необходимый для изучения новой темы; – на его основе учащимися формулируется тема и цель (образовательная) урока.
1) упражнения с детскими игрушками; 2) упражнения с графическим (нецветным) изображением различных геометрических фигур; 3) упражнения с графическим (разноцветным) изображением различных геометрических фигур; 4) упражнения с графическим изображением букв на специальных карточках.
В первую подгруппу входят упражнения с одной перестановкой, например: (Буква И в нижнем ряду переносится в последний, свободный квадрат, приводя нижний ряд в соответствие с верхним). Вторую подгруппу составляют упражнения с двумя перестановками, например: Третья подгруппа – упражнения с тремя перестановками, например:
1. Восприятие учащимися текста упражнения на слух, запоминание его. 2. Повторение детьми вслух условия упражнения. 3. Составление ответа в виде текста-умозаключения. 4. Соотнесение итоговых выводов с текстом упражнения. Вариант 1: Нахождение общего в словах; построение умозаключения на основе короткого рассуждения. Пример упражнения при изучении темы «Склонение имен прилагательных в единственном числе». На доске запись: новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий. Задание. Определите, что объединяет данные прилагательные между собой и скажите, о склонении какой части речи будет сегодня идти речь на уроке. (Все слова – имена прилагательные в единственном числе. Значит, тема сегодняшнего урока «Склонение имен прилагательных в единственном числе».)
Вариант 2: установление смысловой связи в словах; нахождение в них общего; осуществление группировки, исключение лишнего слова, построение умозаключения. Пример упражнения при изучении темы «Первое склонение имен существительных». На доске написаны слова: доч… м…рков… м…ряк сн…гир… бабушка к…ртофел… л…сник …рел Задание 1. Прочитайте написанные на доске слова. Напишите их, группируя по орфограммам. Вставьте пропущенные буквы. (Среди данных слов одно существительное первого склонения единственного числа, остальные – второго и третьего склонения. Значит, тема сегодняшнего урока «Первое склонение имен существительных».) Задание 2. Найдите общее в данных словах (это имена существительные, нарицательные, в единственном числе). Задание 3. Определите среди этих слов лишнее и в связи с этим скажите, склонению каких существительных будет посвящена тема сегодняшнего урока.
подготовительныйисполнительный 1) определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания; 2) составление детьми плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов. Записывают цепочки букв, либо ориентируясь на задание учителя, либо (в варианте полной самостоятельности) на ими самими составленную закономерность. Но предварительно учитель обращает внимание детей на специфику написания буквы (букв), ее (их) наиболее сложных элементов и соединений.
Упражнения, направленные преимущественно на развитие речи и внимания. Задания: «Внимательно рассмотрите данное изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается здесь чаще, чем другие. Какая это буква и сколько раз она изображена?» Ответ: «Сегодня мы будем писать букву Р. Она изображена чаще других, а точнее – пять раз».
Упражнения, направленные в первую очередь на развитие аналитико-синтетического мышления и речевых способностей. Пример задания: «Внимательно посмотрите на данный ряд букв: т п к е н. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В этом ряду она лишняя. Объясните, почему». Возможный ответ: «Сегодня мы будем писать букву е. В данном ряду эта буква лишняя, потому что она гласная, а остальные – согласные».
1) представление учащимися нового словарного слова; 2) выявление его лексического значения; 3) этимологическая справка (где это возможно); 4) освоение написания слова; 5) введение нового словарного слова в активный словарь детей.
«Определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. Для этого расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них и соедините имеющиеся в них буквы». (Искомое слово медведь. ) Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово, уменьшается. Так, учитель сообщает: «Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова: учитель.
Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова. Пример задания, выполняемого на основе полных указаний учителя: «Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел. Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8. Каждому числу соответствует определенная буква: А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т (Искомые слова капуста и картофель.)
Вторая часть словарно-орфографической работы – ознакомление с лексическим значением изучаемого слова принципиально отличается от ее реализации в общепринятом варианте традиционной системы. В рассматриваемой методике лексическое значение слова осваивается как понятие. Для этого процесс ознакомления с лексическим значением слова делится на два этапа. Каждый из них связан с уровнем знаний детей о конкретном предмете или явлении, обозначенном изучаемым словом. I этап (уровень представлений) У. Скажите, что такое барабан? (Учащиеся поочередно высказываются, сообщая свое представление о данном музыкальном инструменте.) II этап (понятийный уровень) У. Подберите более общее по значению слово или словосочетание к слову барабан. Д. Барабан – это музыкальный инструмент. У. Верно, но гитара, балалайка – это тоже музыкальные инструменты. Чем они отличаются? Д. Барабан – ударный инструмент, а гитара и балалайка – струнные. У. Чем обтянуты верх и низ барабана? Д. Верх и низ барабана обтянуты кожей. У. Скажите полностью, что такое барабан? Д. Барабан – это ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.
С помощью частично-поискового метода учащиеся знакомятся с новым лингвистическим термином (существительное, глагол, окончание и т. д.), овладевая им как понятием. Они устанавливают его родовую принадлежность, самостоятельно формулируют определение конкретного понятия. Основу данного процесса составляет речевое действие. Оно является словесным оформлением практического мыслительного акта, осуществляемого школьником. Для этого каждая операция, выполняемая учащимися под руководством учителя во время формирования лингвистического понятия, переносится в речевой план. 1) исходный учебный материал, который служит отправной точкой для начала рассуждения; его готовит учитель; 2) беседа-рассуждение, состоящая из вопросов учителя и ответов учащихся, в процессе которых учащиеся по частям формулируют новое понятие; 3) вывод, в котором звучит полное определение нового понятия, формулируемое школьниками. Все три части тесно связаны между собой, логически взаимообусловлены, составляют неразрывное целое.
Формируемый комплекс : речь, устойчивость внимания, смысловая память, аналитико-синтетическое мышление. Пример задания, осуществляемого при изучении темы «Ударные и безударные гласные»: Внимательно прочитайте написанные на доске пары слов, постарайтесь их запомнить (через 1–2 мин после предъявления учитель стирает их или закрывает второе слово каждой пары). Ориентируясь на первое слово каждой пары, напишите по памяти в столбик вторые слова. Подберите к ним проверочные и напишите их. Орфограммы подчеркните. мост р…ка шум в…да лес гр…бы гвоздь д…ска
Формируемый комплекс : речь, устойчивость и распределение внимания, аналитико-синтетические способности, абстрактное мышление. В этом варианте используются упражнения, предусматривающие работу с таблицами, схемами, шифрами, кодами и т. д. Пример задания, выполняемого при изучении темы «Предлоги»: Напишите в строчку имена существительные с предлогами, ориентируясь на следующие клетки: 1) 1, 3, 4, 7, 8, 9; 2) 12, 14, 15, 18.
Формируемый комплекс : речевые способности, устойчивость внимания, объем слуховой произвольной памяти, мышление. Пример задания, осуществляемого в рамках темы «Предложение»: Прочитайте предложение, дайте ему характеристику. Распространите данное предложение, добавляя к нему при каждом повторе по одному слову и повторяя все ранее сказанные слова. Туман опустился на город. Вариант ответа: Белый туман опустился на город. Белый туман медленно опустился на город. И т. д. Запишите предложение по памяти.
Первый этап, условно называемый этапом первичной интеллектуальной активности, приходится на первые три четверти 1 класса и связан с эпизодическим применением учителем комплексных упражнений в процессе обучения детей грамоте. Систематически интеллектуально-лингвистические упражнения вводятся в учебный процесс в четвертой четверти 1 класса вместе с началом обучения детей русскому языку, в силу чего этот этап можно обозначить термином этап систематической интеллектуальной активности школьника. Во втором полугодии 2 класса процесс обучения русскому языку переходит на качественно новый уровень в связи со значительным усложнением самих комплексов, достигаемым за счет предъявления более высоких требований функционального характера к интеллектуальным качествам школьника. Все это означает начало третьего этапа – этапа интенсивной интеллектуальной активности школьника, который продолжается до конца обучения в начальной школе.