Развитие навыков чтения младших школьников
«Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни» В.А.Сухомлинский
Важнейшим фактором, влияющим на успешность обучения, является техника чтения: «5»- 150 слов в минуту; «4» -120 слов в минуту; «3» - 90 слов в минуту.
Методика профессора Федоренко. 1)Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. 2) Жужжащее чтение. 3) Ежедневные пятиминутки чтения. 4) Чтение перед сном. 5) Режим щадящего чтения. 6) Развитие оперативной памяти. 7) Замер скорости чтения для сравнения результата.
Ситуация успеха 1)Троекратный замер скорости чтения по методике В.Н.Зайцева; 2) доступность и посильность задания, постепенное нарастание сложности; 3) перечитывание любимых сказок и стихотворений; 4) совместное чтение взрослого и ребенка.
Группы упражнений 1.Развитие сознательного чтения. 2.Формирование правильности чтения. 3.Развитие беглости чтения. 4.Развитие выразительности чтения.
Упражнения для развития сознательного (осознанного ) чтения. 1.Какие буквы, слоги, слова «лишние»? а о р у ы и я ма ру ля ны то речка, ручка, ручей 2. Составь новое слово, взяв у каждого 1 слог. Колос, роза, ваза(корова)
3. Составь слово, взяв 2 слог. Пуговица, молоток, лава (голова). 4.Составь слово, взяв последний слог. Соломка, пора, мель (карамель) 5. Раздели слова на группы. Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец. 6.Путем перестановки букв составь слово. Уклбок, упск, абузка( клубок, пуск, азбука)
7.Слова рассыпались. Зеб дя ра тел ли мед са ведь 8.Кто больше составит слов Т,О,Р,И,С,К 9.Ребусы. 10. Загадки. 11. Найди слово в слове. Газета шоколадка кустарник часовщик
Отгадайте загадку. Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы?
12. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова. Травы: клевер, кедр, лиственница, рябина, колокольчик, одуванчик, роза. Насекомые: сова, муха, волк, бабочка, дятел. Обувь: сапоги, тапочки, пальто, туфли. 13 Работа с деформированными текстами, с неоконченными рассказами.
Упражнения для формирования правильного чтения (развитие внимания, памяти) 1.Назови 1 звук в слове, изображенном на картинке. 2. Игра «Фотоглаз». 3. Игра «Сыщик». 4. Игра «Самый внимательный». мак зонтик зимний день
Упражнения со словами. 1.Чтение слов, отличающихся одной буквой. Мел- мель-мыл-мыль-мал-мял; Мышка-мошка-мишка-миска. 2.Чтение «перевертышей». А роза упала на лапу Азора. Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
Упражнения для развития беглости чтения. 1.Упражнения, развивающие оперативное поле чтения. 2. Чтение с линейкой. 3.Таблица Шульте
Зрительные и слуховые диктанты Т.Н.Федоренко. ЗрительныеСлуховые. Тает снег.Дети поют. Идет дождь.Я учу уроки. Небо хмурое.Юре три года. Коля заболел.Пришла весна. Запели птицы.Подули ветры. Поле опустело.Петя удит рыбу.
5.Разгадай шифрограмму. Прочитай предложения. Мамаспитонаусталануияигратьнестала. Ученьепутькуменью. Малоуметьчитатьнадоуметьдумать.
Активизация органов речи. 1. Артикуляционная гимнастика. а)читаем гласные( делаем глубокий вдох и на выдохе читаем) Аоуыэи аоуыэи аоуыиэ и.т.д. б) читаем согласные бкзсрмнвршлнхснп в) слова трудные для произношения(словарная работа) 2. Чистоговорки. Ра-ра-ра –начинается игра Арь-арь-арь –читаем мы букварь 3. Скороговорки.
Скороговорка На иве галка, на берегу галька.
Различные виды чтения: 1.Чтение шепотом, громко, про себя, вслух. 2. Хоровое чтение. 3. Жужжащее. 4. Чтение за диктором. 5. «Мнимое слово». 6. «Игра в прятки».
Упражнения для развития выразительности речи. 1.Упражнения для дыхания. 2. Чтение по ролям с инсценировкой. 3.Чтение слова, предложения с разными оттенками интонации. 4.Прочитать предложение, передавая радость, возмущение, печаль, гордость. 5. Чтение небольших стихотворений.
Результаты моей работы