Турнир знатоков русского языка.
I ТУР
Задание 1: Чем интересны в плане орфоэпии, лексики и морфологии следующие слова: Чем интересны в плане орфоэпии, лексики и морфологии следующие слова: а) звонок, мелок; б) попугай, поцелуй, покрывало, знать?
Задание 2: Какие фразеологизмы можно вычленить из пословицы: «Кто кашу заварил, тот пусть ее и расхлебывает»?
Задание 3: Кто автор этих крылатых слов? а) Все течет, все изменяется. б) Жизнь коротка, искусство долговечно. в) Благо народа – высший закон. г) Пока учу – учусь. д) Пришел, увидел, победил.
Задание 4: Каков смысл библейского выражения «В начале было «Слово»?
Задание 5: Найдите лишнее: скворечник, скучный, конечно, вечный, Ильинична.
Задание 6: Каково лексическое значение и происхождения слова «рубль»?
Задание 7: В древности писцы часто сокращали наиболее употребительные слова, обозначая пропуск букв титлами (надстрочными знаками). Расшифруйте слово из старинных книг и икон: ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ЦРЬ, БГЪ, ХСЪ, СНЪ, ГЛТИ
Задание 8: Переведите предложение из летописи: «Повеле Ольга мовницу створите».
II ТУР
Задание 1: Являются ли однокоренными слова луковка, лучник, излучина, лукавый?
Задание 2: Подберите к данным устойчивым выражениям фразеологизмы- антонимы. а) Рукой подать. б) Кровь с молоком. в) Держать язык за зубами. г) Дрожать над каждой копейкой. д) Как две капли воды.
Задание 3 Запишите десять сложных слов, первой частью которых является благо-?
Задание 4: Что объединяет слова пломбир и фужер?
Задание 5: Телеведущий Владимир Познер для участия в программе «Времена» часто приглашает деятелей науки, культуры, искусства в качестве свежей головы. Как возникло и что означает выражение свежая голова?
Задание 6: Какие слова транскрибируются следующим образом: [кампанийа], [старажил], [груст]?
Задание 7: Образуйте от числительного три слова разных частей речи: существительное, глагол, прилагательное и наречие.
Задание 8: Известно, что от места постановки запятой напрямую зависит смысл текста. Со времен Древней Греции известен спор, вызванный завещанием с текстом без запятой: «Поставьте на моей могиле статую золотую пику держащую». Поставьте запятую так, чтобы наследники не разорились.
III ТУР
Задание 1: Расставьте ударения в словах форзац, средства, феномен, каталог, красивее.
Задание 2: Подберите русские эквиваленты к английским пословицам. а) Не вози уголь в Ньюкасл. б) Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. в) Всего желать – все потерять. г) Сначала поймай зайца, а уж потом зажарь его. д) Кто хочет съесть плод, тот должен взобраться на дерево.
Задание 3: Какова этимология слова царь?
Задание 4: В современной публицистике нередко можно встретить выражения Иван непомнящий; Иваны, забывшие родство; Иваны, не помнящие родства. Каков смысл этих выражений? О каких людях в них идет речь?
Задание 5 Приведите пять слов, включающих греческий морфологический элемент фил (любящий).
Задание 6 Задание 6 Приведите пословицы, в которых используются антонимы густо – пусто; утро – вечер; начинает – кончает.
Задание 7: Какой фразеологический оборот можно использовать, когда речь идет о человеке, на которого сваливают вину за чужие преступления, поступки, грехи, промахи, ошибки?
Задание 8: Какие фразеологические обороты можно использовать, когда речь идет о человеке бывалом, с богатым жизненным опытом, человеке, которого не обманешь?