Виды заданий по развитию речи на уроках литературного чтения по УМК «Школа 2100» Автор: Грицевич Марина Юрьевна Автор: Грицевич Марина Юрьевна учитель начальных классов Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы г Углич
РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯВНЕШНЯЯ ПИСЬМЕННАЯУСТНАЯ
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ЛОГИЧНОСТЬ ЛОГИЧНОСТЬ ТОЧНОСТЬ ТОЧНОСТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЯСНОСТЬ ЯСНОСТЬ ЧИСТОТА ЧИСТОТА ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ
Виды заданий по развитию речи, дополненные к содержанию учебников и тетрадей 1 КЛАСС подражание рассказу учителя подражание рассказу учителя досочинение досочинение рисование сюжетных картин рисование сюжетных картин составление словесных ассоциаций составление словесных ассоциаций творческий пересказ творческий пересказ словесное рисование словесное рисование
Виды заданий по развитию речи, дополненные к содержанию учебников и тетрадей 2 КЛАСС сочинении считалок, загадок сочинении считалок, загадок постановка кукольных спектаклей или сценок постановка кукольных спектаклей или сценок сочинение песенок главных героев сочинение песенок главных героев придумывание волшебных атрибутов придумывание волшебных атрибутов творческая работа: перемещение героев одной сказки в другую творческая работа: перемещение героев одной сказки в другую словесное рисование словесное рисование составление диафильмов составление диафильмов постановка живых картин, пантомим постановка живых картин, пантомим
Виды заданий по развитию речи, дополненные к содержанию учебников и тетрадей 3 КЛАСС сочинение-рассуждение сочинение-рассуждение письмо от имени обитателя леса обращённое ко времени года письмо от имени обитателя леса обращённое ко времени года составление кроссвордов составление кроссвордов инсценировки сказок инсценировки сказок
Виды заданий по развитию речи, дополненные к содержанию учебников и тетрадей 4 КЛАСС аннотация к прочитанной книге аннотация к прочитанной книге сочинение-письмо другу сочинение-письмо другу репортаж в газету репортаж в газету ведение личного дневника ведение личного дневника
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ОБОГАЩЕНИЕМ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА I. Толкование слова с помощью одного или нескольких приёмов: а) контекста а) контекста б) подбора синонима или антонима б) подбора синонима или антонима в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово г) описательного оборота г) описательного оборота II. Чтение и запись слова III. Работа над образцами употребления слова IV. Работа над семантическими связями слова
Исследования История происхождения слова (этимологический словарь) Слово… и слова «родственники» (однокоренные слова) Слово… и его «друзья»-синонимы (словарь синонимов) Слово… и его лексическое значение (толковый словарь) Слово… и его «враги»-антонимы (словарь антонимов) Слово… во фразеологических оборотах (фразеологический словарь) Слово… и слова (сочетания) – рифмы Слово… в русском фольклоре: в пословицах и поговорках, в загадках и скороговорках, в притчах, легендах и сказках Слово… в названиях произведений литературы (русской, зарубежной, в прозе, в поэзии) Слово… в названиях газет, журналов, в рекламе Слово… в названиях картин художников Слово… в названиях художественных фильмов Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки) Слово… в иллюстрациях и рисунках
Работа над словосочетанием и предложением 1-й этап. Работа над понятиями, отражающими окружающий мир 2-й этап. Работа над построением словосочетания 3-й этап. Работа над синтаксической функцией словосочетания
Связная речь Устный пересказ текстов Для подготовки пересказа используем следующие приёмы а) подготовка учащихся к определённому виду пересказа пересказывать нужно будет подробно, с деталями; пересказывать выборочно; пересказ будет сжатый б) беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе в) отработка выразительного чтения г) составление плана текста, озаглавливание частей д) пересказ фрагментов е) связь с жизнью самих учащихся (где это возможно)
Творческие задания Стихосложение Сочинения и составление устных рассказов Работа с иллюстрациями
Развитие речи
Динамика уровня обученности (успеваемости) обучающихся Предмет г 1 класс г 2 класс г 3 класс Матема- тика -100%100% Русский язык -100%100%
Динамика успешности Предмет г 1 класс г 2 класс г 3 класс Матема- тика -80%82% Русский язык -80%86%
Динамика активности учащихся
Классное соуправление Собрание класса Ученические звездочки Совет учащихся класса
Результаты анкетирования родителей
Прогнозируемые результаты Личность, способная строить достойную жизнь Умение думать, размышлять Потребность вести здоровый образ жизни Умение найти себя в творчестве Умение формировать свое мнение Забота о нуждающихся в помощи Потребность трудиться на благо людей