Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придёт: Летит ракета, люди строят здания. Цветут сады И рожь в полях растёт. Угадай часть речи.
Глагол ? !
Безударные личные окончания глаголов узнать на слух _______ Здесь-то и помогает нам _____________________. С её помощью мы определяем _________ глагола и узнаём, какое _________ надо писать. трудно неопределённая форма спряжение окончание
Определи спряжение глагола и вставь пропущенные буквы в безударные окончания. Дела_т ( спр), понрав_тся ( спр), Бега_шь ( спр), заноз_шь ( спр), зна_т ( спр), жалу_тся ( спр), приход_т( спр), рассерд_тся( спр), свет_т ( спр), наден_шь ( спр). е е ее е и и и ии I I I I I II
I спряжение I I спряжение неопределённая форма оканчивается на - ить неопределённая форма оканчивается не на – ить (-ать, -ять, -еть, ыть, -оть, уть,…) ИСКЛЮЧЕНИЯ брить стелить дышать гнать держать слышать видеть ненавидеть терпеть вертеть обидеть смотреть зависеть !!!
Запиши глаголы в две группы. гуляет дышит читает слышит заводит стелет Проверь задание, поставив глаголы в неопределённую форму. - гулять - читать -стелить - дышать - слышать - заводить
Брить, стелить.
Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на –ИТЬ Исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ. А еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть.
Чтобы курицу соседки Чисто наголо ПОБРИТЬ, Надо бы на табуретке Две салфетки ПОСТЕЛИТЬ.
Когда-то, ребята, Во времечко оно ВТОРОЕ СПРЯЖЕНЬЕ Имело шпиона. Здесь его инструкции. В них шпионки функции. Вот они, спешите ВИДЕТЬ: От связного не ЗАВИСЕТЬ, Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ, Побольнее их ОБИДЕТЬ. Стойко трудности ТЕРПЕТЬ, Над собой лассо ВЕРТЕТЬ, Через щёлочку под дверью За врагом своим СМОТРЕТЬ. По шоссе машину ГНАТЬ И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ, Чтоб за стенкой голос СЛЫШАТЬ, Совершенно не ДЫШАТЬ.
Эстафета зева_м налад_м побре_м запуга_м посмотр_м рису_м застел_м придерж_м сбре_м молв_шь сажа_шь куша_шь гон_шь бре_шь увид_шь мерзн_шь расстел_шь высуш_шь слыш_те наблюда_те потерп_те напада_те постел_те перегон_те скаж_те нагрева_те искупа_те е е е е е е е е е е е е е е е е и и и и и и и и и и и
Вы замечали, наверное: идёте осенью по лесу – свет! Дума_те, пятна солнца, а это два ж_лтых клёна ст_ят между ёлками. Дальше вид_те тёплый свет осины. Внезапно замеча_те син__ струйку костра между ёлками. Всем телом ощ_ща_те хол_д лесной р_чушки, слыш_те дальнее теньканье птицы. В такой день чувству_те себя на земле именинником. Вставь пропущенные буквы, выделенные глаголы поставь в форму 2 лица ед.ч. Запиши получившийся текст.
Вы замечали, наверное: идёшь осенью по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. Дальше видишь тёплый свет осины. Внезапно замечаешь синюю струйку костра между ёлками. Всем телом ощущаешь холод лесной речушки, слышишь дальнее теньканье птицы. В такой день чувствуешь себя на земле именинником.
«5» - без ошибок (Молодец!) «4» - 1 – 2 ошибки (Хорошо!) «3» - 3 – 4 ошибки (Надо постараться!) «2» - 5 и более (Будь внимательнее и у тебя ещё всё получится) Оцени свою работу :
Образец рассуждения. Дела_т. 1.Ставлю ударение: дела_т. Окончание безударное. 2.Ставлю глагол в неопределённую форму – делать. Перед – ть не и, значит глагол I спряжения. 3.Пишу е – делает. 4.Проверяю. Обозначаю орфограмму: делает (делать I спр).
Сегодня на уроке я : … - не ударил лицом в грязь; - ломал голову; - держал себя в руках; - был в ударе; - был не в своей тарелке; - был ни рыба, ни мясо; - не лез за словом в карман; - звёзд с неба не хватал; - плыл по течению; - брал быка за рога; - добился своего; - гнался за двумя зайцами; - находил выход из положения; - убивал время зря; - работал, не покладая рук; - язык проглотил. Продолжи предложение.
Домашнее задание: Первую часть домашнего задания ты назовёшь сам. 1. Выучить глаголы - исключения. 2. Составить текст используя только глаголы - исключения. Ж е л а ю у с п е х а!