Нации и межнациональные отношения
План занятия Формы объединения людей Тенденции в развитии национальных отношений Межнациональные конфликты Терминология
Современное человечество представлено примерно 2000 народами, а в нашей стране их больше 100 В то же время независимых государств насчитывается около 200
Какой вывод можно сделать?
Какой была первая форма объединения людей? Племя Что такое племя? Тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытного строя Каковы признаки племени? Признаки: - кровнородственные связи - деление на роды - общность территории, элементов хозяйства, самосознания, обычаев и культов - самоуправление
Следующей формой организации людей после племени было?..
Р О Д Что такое род? Коллектив кровных родственников Ведет происхождение от общего предка Носит общее родовое имя Счет родства ведется по материнской или отцовской линии Возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита
После рода возникла..?
Н А Р О Д Н О С Т Ь Что такое народность? Исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей
Назовите наиболее развитую историко- культурную общность людей
Н А Ц И Я Автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам
Каковы признаки нации?
Признаки нации Язык В Швейцарии 4 равноправных языка (немецкий, французский, итальянский, ретороманский), однако швейцарцы – единая нация Англичане и американцы говорят на одном языке, но это разные нации Общность исторического пути - историческая память - национальная культура Национальность – принадлежность человека к той или иной нации
Признаки нации Национальное самосознание необходимо сохранять свою неповторимость и уникальность обогащать свою культуру контактами
Тенденции в развитии национальных отношений Дифференциация стремление к саморазвитию, национальной самостоятельности, развитию национальной культуры Интеграция расширение связей между различными нациями, тенденция к восприятию всего лучшего, что создано другими народами
Межнациональные конфликты Приведите известные вам примеры межнациональных конфликтов
Межнациональные конфликты Канада – проблема франко-канадцев Франция – проблема провинции Бретань Великобритания – конфликт с Сев.Ирландией Бельгия – фламандцы, валлоны Испания – баски Национальное меньшинство – отдельная часть этноса, оказавшаяся за пределами проживания его основной части или за пределами одноименного государства
Какие Вам известны примеры межнациональных конфликтов из курса истории?
фашисты и евреи Фашистский диктатор Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 году, сделал частью государственной политики уничтожение еврейского населения С 30-х годов и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в концлагерях (Треблинка, Освенцим, Бухенвальд) около 6 млн. человек – почти половина всего еврейского населения Эту величайшую трагедию называют теперь греческим словом Холокост, которое означает «всеуничтожение через сожжение»
Израиль и Палестина В ноябре 1947 ООН приняло решение создать в Палестине, английской мандатной территории, еврейское и арабское государства – Израиль и Палестину. У евреев не было своего национального государства, сыграла роль в принятии этого решения и политика притеснения фашистами евреев во Второй мировой войне. Соседние арабские государства в штыки восприняли решение ООН Май 1948 года – провозглашение создания Израиля С этого времени начинается конфликт, продолжающийся и по сей день Палестина не имела своего собственного государства Ясир Арафат – лидер Палестины вместе с движением «Фатх» начал борьбу за обретение национальных границ, к середине 90-х годов при помощи посредничества европейских государств удалось добиться создания Палестинской национальной автономии В это же время, на одной из международных конференций при посредничестве США удалось добиться решения от Израиля, что 7% своей территории они отдадут арабам, фактически 4% территории было занято военными сооружениями и техникой Осенью 2000 года обострился конфликт, договоренность о прекращении конфликта, достигнутая на встрече мировых лидеров с противоборствующими сторонами в Шарм- аль-Шейхе (Египет) была нарушена на следующий день. Израильтяне выдвинули лозунг «Дайте армии победить». В ответ палестинцы пообещали «открыть израильтянам дорогу в ад»
Югославия и Албания В начале 90-х годов в связи с перестройкой в СССР, провозглашенной Горбачевым, страны Восточной Европы освобождаются от коммунистического влияния Югославия в начале 90-х – симбиоз различных современных государств (Словения, Хорватия, Македония, Босния, Герцеговина, Сербия, Черногория) Лидером Сербии в то время был С.Милошевич, который старался сохранить доминирующие позиции его республики в союзном государстве В 1991 провозгласили свою независимость Словения, Хорватия, Македония Весной 1992 в Боснии и Герцеговине началась война между населявшими ее сербами, хорватами и мусульманами. Этот конфликт удалось прекратить только с помощью вмешательства в него мирового сообщества В Югославии остались лишь Сербия и Черногория В автономном крае Косово, населенному в большинстве своем национальным меньшинством – албанцами – началось движение сепаратизма (стремление к отделению) Милошевич пытается сохранить целостность государства Его действия мировое сообщество трактовало как геноцид В ситуацию вмешался блок НАТО, решивший наказать Сербию серией мощных авиаударов. В результате выборов 2000 года к власти в Югославии пришла демократическая оппозиция Милошевича посадили в тюрьму, не дождавшись приговора, при загадочных обстоятельствах он скончался
Великобритания и Ирландия Ирландия, будучи составной частью Британской империи, не давала покоя правительству, требуя независимости В начале XX века конфликт обострился Стремясь предотвратить взрыв в самой неспокойной части империи, либералы вынуждены были пойти на уступки: в апреле 1912 года в парламент был внесен законопроект о гомруле (самоуправлении) Ирландии Усилиями палаты лордов его принятие затянулось до 1914 года Особенно сложной была ситуация в Ольстере, северной части Ирландии, где в отличие от остальной Ирландии, большинство принадлежало протестантам, имевшим тесные связи с Англией и в силу этого выступавшим за сохранение унии(союза) с Лондоном И среди католиков и среди протестантов сильны были экстремистские настроения, имелось немало людей, готовых с оружием в руках доказывать свою правоту. Так была создана ИРА – ирландская республиканская армия В итоге английскому правительству пришлось пойти на уступки: хотя закон о самоуправлении Ирландии был принят, наиболее развитая провинция этого острова – Ольстер – исключалась из сферы его действия
Термины (запишите в тетрадь) Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным принципам Антисемитизм – национальная нетерпимость к евреям Расизм – существование неравноценных рас, делящихся на высшие и низшие Апартеид – законодательно закрепленная и поддерживаемая властями государства расовая дискриминация Национализм – идея исключительности и превосходства какой-либо нации над другой Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма Афроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожей Толерантность – терпимость Ксенофобия – навязчивая неприязнь к «чужим» Дискриминация – ущемление прав
Практикум Как Вы понимаете высказывание немецкого мыслителя Г. Лессинга (1729 – 1781): «Я вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими» Может ли влиять национальность на деятельность, отношение к труду, выбор профессий, на овладение культурой? Объясните свой ответ
Домашнее задание Какие документы определяют в РФ национальную политику и каковы ее основные положения? Весной 2002 г молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по оживленной трассе Киевского шоссе, увидела на обочине плакат с призывом убийству евреев. Женщина попыталась сорвать его, но он был заминирован. Татьяна выжила и позже была награждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой. Как вы объясните, почему Татьяна не проехала мимо плаката, как другие? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; г) заявлений, сделанных в СМИ
Список используемой литературы: Обществознание в таблицах и схемах / сост. Сазонова Т.Г./ - СПб., 2005 Обществознание. Учебник для 10 кл. /под ред. Боголюбова Л.Г./ – М., 2007 Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 кл.– М., 2005 Волобуев О.В. Россия и мир. – М., 2006 Бурин С.Н. Новейшая история зарубежных стран. – М., 2007