Осень. К. Ушинский
Уже с 9 июля начинает понемногу убавляться день и прибавляться ночь. 11 сентября день снова равен ночи. Это день осеннего равноденствия и начало осени. С этого числа ночь всё увеличивается и к 12 декабря стано - вится втрое длин – нее дня. день осеннего равноденствия
В это время солнце едва покажется на небе и спешит спрятаться; в 9 часов ещё темно; в 3 часа после обеда надобно уже зажигать свечи.
Облака почти не сходят с неба, и это уже не красивые летние облака, громоздящиеся серебряными горами или высоко бегущие по небу серебристыми барашками: небо застилается всё ровной пеленой свинцоватого цвета.
С конца августа в воздухе начинает холодеть. Свежесть замечается особенно по утрам, а в сентябре появляются иногда легкие морозы. Просыпаясь поутру, вы видите, как побелела трава или крыша соседнего дома.
Ещё немного – и лужи, которых осенью много везде, начинают по ночам замерзать.
Мелкие осенние дождики совсем не похожи на летние грозовые дожди: они идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро, как бывало летом.
Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав и доставляя мальчикам удоволь ствие запустить бумажного змея.
Лист на деревьях начинает кое-где желтеть еще в конце августа; в сентябре вы замечаете, как на березе, все еще зеленой появляются там и сям совершенно желтые, золотистые ветки: … Первая распустилась береза, она же первая начинает желтеть.
Еще два-три дня – и трепетная осина стоит вся красная, багровая, золотимая. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство : крутя в воздухе легкие, высохшие листья, устилает ими мокрую землю.
Поля мало-помалу пустеют, даже копны хлеба уже свезены, и только высохшие стога сена, обнесенные плетнем, остаются зимовать на лугах. Цветы исчезли, и пожелтевшая, перезревшая трава, где её оставили, клонится к земле и как будто просит снега.
Одна только озимь подымается ровным, зеленым бархатом. Но этим молодым, запоздавшим побегам суждено скоро погибнуть. Зато корешки хлебов сохранятся невредимо под снегом и весной выглянут снова на Божий свет зелеными стебельками.
Всё глохнет, пустеет, темнеет, теряет яркие цвета лета и приобретает однообразный, грязноватый, серый вид осени. В это время природа похожа на усталого, много поработавшего человека, которого одолевает сон.
Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь. Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают, они чувствуют приближение осени, и ранний отлёт этих птичек предсказывает раннюю зиму.
Леса редеют, затихают и пустеют; только тяжелая мокрая ворона каркает, усаживаясь на обнаженную ветку, да галки с отчаянным криком носятся стаями.
Вот уже и деревья стоят голые, только на рябине висят её красные гроздья, дожидаясь мороза. Пусто, глухо и в полях, и в лесах.
Появляется и снег; но долго ещё он не может удер - жаться и, оставшись иногда не несколь - ко часов, снова ис - чезает.