О проведении выпускного экзамена по предмету «Физическая культура» Ветошкина Елена Александровна, старший методист Центра общего образования ХК ИРО, кандидат педагогических наук
08 февраля 2012 г. Министерство образования и науки Хабаровского края в адрес руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования направило письмо о методических рекомендациях по разработке экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений «Итоговая аттестация выпускников по физической культуре: формы аттестации, типология заданий, критерии оценивания»
Нормативная основа Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г (ст.32); Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от (в ред. приказов Минобразования России от , от , от ); Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г /13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
К экзамену по предмету «Физическая культура» допускаются учащиеся 9 классов, освоившие учебную программу не ниже уровня обязательных требований. Экзаменационный материал для проведения выпускных экзаменов, составляется общеобразовательным учреждением самостоятельно с учётом примерных вопросов для проведения итоговой аттестации выпускников 9-х классов, не позднее 01 апреля текущего года. Основой для определения содержания экзаменационных билетов является федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г Каждое общеобразовательное учреждение заменить (или дополнить) вопросы билетов вопросами из регионального компонента содержания образования.
K основной группе относят обучающихся без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения, при достаточном физическом развитии. K подготовительной группе относят обучающихся без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, при недостаточном физическом развитии. K специальной медицинской группе относят обучающихся с отклонением в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующим ограничения физических нагрузок.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, выполняют практическую часть экзамена с учетом противопоказаний при выполнении физических упражнений. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в соответствии с рекомендациями, изложенными в письме Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г /13 могут участвовать в экзамене по физической культуре по выбору, «…если они регулярно посещали занятия по физической культуре в специальной медицинской группе, старательно выполняли задания учителя, овладели доступными им навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры».
Учащиеся, занимающиеся в детско- юношеских спортивных школах и имеющие спортивные разряды по различным видам спорта, от экзамена не освобождаются. Теоретическая и практическая части экзамена сдаются ими на общих основаниях.
Учащимся, освобождённым от занятий физической культурой и не прошедших полный курс обучения, итоговая оценка не ставится и в аттестате данный учебный предмет не указывается (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. 224 «Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании, заполнения, хранения и учёта соответствующих бланков документов).
На экзамене обязательно присутствует медицинский работник, который осуществляет наблюдение за состоянием здоровья сдающих экзамен выпускников в процессе выполнения практической части экзамена, но не является членом экзаменационной комиссии.
В целях сохранения здоровья обучающихся перед началом практической части (в день экзамена) обязательно проводится осмотр учащихся медицинским работником, результаты которого фиксируются в справке о допуске учащихся к экзамену. Перед началом проведения экзамена проводится инструктаж по технике безопасности, что фиксируется в книге регистрации по технике безопасности.
Время проведения экзамена по предмету «Физическая культура» включается в общее расписание школьных экзаменов. Экзамен по предмету «Физическая культура» состоит из двух частей: практической и теоретической, проводится в один день.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 января 2007 г. 01_14/08_01 каждый билет состоит из трех вопросов. Первый вопрос относится к общим теоретическим основам физической культуры. Второй вопрос имеет целью выявить степень освоения выпускником системы знаний о занятиях физической культурой и их использовании в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций. Третий вопрос – практический (выполнить практическое задание, продемонстрировать комплекс упражнений и т.п.).
Билет Физическая культура и ее роль в формировании здорового образа жизни. 2. Особенности выполнения прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания» и подбора подводящих упражнений для ее самостоятельного освоения. 3. Составьте акробатическую комбинацию и опишите последовательность ее самостоятельного разучивания.
При составлении экзаменационных билетов учитель физической культуры обязан учитывать реальное функциональное состояние учащихся и уровень организации образовательного процесса для специальных медицинских групп в общеобразовательном учреждении. Практическое задание должно быть доступно и разрешено к выполнению для учащегося с конкретной формой заболевания.
Если общеобразовательное учреждение выбирает практическое задание, которое заключается в выполнении упражнений базовой части комплексной программы по физической культуре для учащихся классов по разделам: гимнастика, легкая атлетика и другим, то экзамен проводится в два этапа: первый день – теоретические, второй день – практические вопросы. Дни проведения экзамена включается в общее расписание итоговой аттестации.
Реферат как форму итоговой аттестации целесообразно предлагать учащимся, проявившим глубокий познавательный интерес к теоретическим и практическим вопросам физического воспитания, имеющим навыки самостоятельной работы с научной литературой, освоившим методы реферирования, имеющим достаточно высокий уровень коммуникативно-речевой компетентности и опыт публичных выступлений, а также планирующим профессиональную деятельность, связанную с физкультурой, спортом.
Педагогический тест представляет собой множество заданий специфической формы, позволяющее объективно измерять уровень подготовленности испытуемого в области знаний. При составлении тестовых заданий по физической культуре необходимо иметь в виду требование, в соответствии с которым проверке подлежат все компоненты теоретического содержания образования по данному предмету: знания по основам здорового образа жизни; олимпийскому движению и Олимпийским играм; мониторингу физического воспитания; технике безопасности и оказания первой доврачебной помощи; правилам соревнований; основам методики проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями и т.п.).
При выборе практической части экзамена по определению оценки уровня физической подготовленности и степени овладения техникой двигательной активности обучающихся, обучающиеся в течение 10 дней до начала экзамена должны пройти электрокардиологическое исследование и не позднее чем за два дня до экзамена предоставить медицинскому работнику школы заключение по результатам пройденного обследования.
Спасибо за внимание!