ВОРОНИЙ ДЕНЬ Казалось бы, обыкновенные птицы – вороны, да и в городе от них хлопоты! А у народов ханты и манси к этим пернатым отношение особое. Ханты говорят: К нам вороны приносят весну". И, правда, черная птица, как пятно земли на снегу, символ весеннего обновления. Криком своим ворона словно пробуждает природу. Существует такая легенда.
"Давным, давно жила ворона и была она белая, белая!!! Жила она тогда с людьми. Жили они в мире и благополучии. Люди очень любили ворону за ее доброту и красоту. Но вдруг наступили тяжелые времена. В реках пропала рыба, в лесу нет зверей, пропали ягоды. Закончились все запасы, наступил голод, да и кормить животных нечем. И отправилась ворона на поиски пищи. Летала, летала и прилетела обратно к людям. Увидели люди, что ворона стала черная и глазам своим не поверили. Стали сердиться на нее и выговаривать. Какая ты плохая, ворона, зачем ты ела мертвых зверей и рыб, только поэтому ты стала такая черная. Раньше ты была красивая, белоснежная. А сейчас ты стала черная и мы не хотим, чтобы ты жила с нами. Улетай и никогда больше не прилетай к нам. Как бы не жили плохо, никто не должен опускаться до такой низости. Ворона просила прощения, но люди не смогли ей простить. И тогда она улетела. Прошло время. Люди простили ворону, и каждый год в конце зимы ворона все равно возвращается к людям и они очень рады видеть ее. И каждый раз благодарят ворону за то, что она им приносит много солнца и тепла!" Вот так повествует легенда, древняя, как и сам народ ее сложивший.
К обряду древнего костра Ватага резвых ребятишек В нарядах красочных с утра Стремится к старине поближе На праздник радостный Вороны, По снегу талому шурша, Хантыйские торопят жены Меня и сына крепыша. В сюжете праздника, от предков Едва понявши, что к чему, Как оживающие ветви, Мы проводить спешим зиму. Воспоминания встревожим И по наитию души О жизни дедов песню сложим, Лоск города отшелушив. Нас сызмальства учили петь О старом и родном причале, Где солнца золотую сеть Ворон мы сотни лет встречали. В.Мазин
* Вороний день ( Вурна хатл ) - праздник встречи весны у народов Севера. Именно эта птица по поверьям ханты и манси " приносит весну ", так как первой прилетает и карканьем будит природу. В этот день проводится обряд бескровного жертвоприношения верховному богу Торуму. Прилет вороны после долгой зимы на Север в мифологии обских угров связывался с приходом весны и тепла. В хантыйских и мансийских легендах вороны выступают покровительницами женщин и детей. В этот день обязательно готовили традиционные угощения : в том числе кашу саламат и уху, выпекали из теста фигурки зверей. Приносили жертву духам и загадывали желание, повязав ленточку с монеткой на ветви священного дерева.
Попы да служки облепили окна хаты. Последней мать пришла. Пришла весной брюхата. Как снег расстаял, в ней проклюнулось зерно. Меня рассматривают жадно, без стыда, Таращат черные глаза, топорщат перья. Все провожатые давно стоят за дверью, И в теплой печке ждет застолья саламат. Вороний день настал, вороний, без прикрас, Вороны будят лес, природу, грезят летом... Я ухожу одна, в последний снег одета... Не провожайте зиму. К комполэну этот фарс.
7 апреля народы ханты и манси отмечает праздник "Вороний день" - это праздник весны и веселья. В этот день люди вставали рано утром, жарко топили печи, наряжались в красивые наряды, ходили друг к другу в гости, потчевали от души. Взрослые и дети веселятся, играют, шутят, провожают долгую и суровую зиму
Непременным элементом праздника были традиционные мансийские танцы. Мужчины и женщины исполняли их отдельно под струнный музыкальный инструмент саигвильтат (Поющее дерево). В танце, изображавшем весеннее поведение птиц, женщины закрывали лицо и голову платком, оставляя лишь небольшие отверстия для глаз. Эти танцы имели и магическое значение.
В этот день молодежь состязается не только силой, но и знаниями. Проводятся конкурсы стихов, загадок, спортивные состязания.
С этой героиней связывали праздник и северные ханты. По их представлениям "ворона чистая птица". Во время праздника на краю деревни совершали "жертвоприношение" этой птице: на столе ставили горячую кашу и чай. Сюда могли прийти только маленькие девочки и старушки.
В некоторых районах, например, на реке Конде, нет вороньих праздников, но понятие о вороне и там связано с заботой о воспроизводстве жизни, здоровье и благополучии детей. Про нее здесь говорили, что она "прилетает, кто, где родит, добра желает". Мох, на котором видели сидящую ворону, стелили детям, чтобы они были счастливы. У восточных башкир весенний обряд "Воронья каша" означал встречу Нового года. Девушки и молодые женщины украшали деревья лоскутками разноцветных тканей, монетами, бусами, платками, а потом ходили вокруг дерева, произнося пожелания: "Пусть пищи хватит каждой паре!", "Пусть хватит пищи и людям и птицам!". Башкиры иногда заставляли залезать детей на деревья, есть ритуальную кашу и кричать там, подражая голосу и повадкам птиц. Хотя в настоящее время прямых контактов между башкирами и обскими уграми нет, характерные особенности их весенних женских праздников могут свидетельствовать о контактах предков этих народов. Это и привело к появлению общих черт в культуре. Вороний месяц был также известен селькупам, салымским, васюганским- ваховским, александровским и среднеобским ханты, чулымским тюркам, барабинским татарам, эвенкам, коми, удмуртам. Есть ли вороний праздник у других народов?
Практическая работа Нарисовать эскиз вороньева праздника При желании попробуйте изобразить ворону Успехов в творческой работе !