Реферат «Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования» Учитель начальных классов первой квалификационной категории средней школы 1 города Буинска РТ города Буинска РТ Мартынова Т. Г. Мартынова Т. Г.
ВВЕДЕНИЕ Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К.Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы…» К сожалению, наши современники не желают освоить это богатство сполна, отсюда низкий показатель уровня мышления, культуры общения. Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К.Паустовский писал: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы…» К сожалению, наши современники не желают освоить это богатство сполна, отсюда низкий показатель уровня мышления, культуры общения.
Цель и задачи учителя: - учить умело, искусно, успешно говорить и писать; - учить умело, искусно, успешно говорить и писать; - учить правильно употреблять слова, выразительно читать, пересказывать; - учить правильно употреблять слова, выразительно читать, пересказывать; - учить объяснять и доказывать, рассуждать; - учить объяснять и доказывать, рассуждать; - учить писать сочинения разных жанров; - учить писать сочинения разных жанров; - раскрывать и развивать индивидуальность ребёнка. - раскрывать и развивать индивидуальность ребёнка.
Выразительное чтение Речь только тогда воздействует на человека с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями. Выразительное чтение оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся. Речь только тогда воздействует на человека с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями. Выразительное чтение оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся.
Работа над звуковой стороной речи. Для отработки чистого произношения звуков использую комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке правильного произношения звуков, слов. Виды упражнений: отчётливо произноси слоги - (тихо – чуть громче – громко – вполголоса – тихо) то – до – ту – ду – ты – ды; доскажи слово – ра – ра – ра – начинается… (игра); шу – шу – шу – я письмо… (пишу); кто быстрее? – Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! прочитай загадку – Зубы имеют, а зубной боли не знают.
Слоговой анализ слова Слог – это ключ к чтению. Игровые моменты и занимательные упражнения – пример творческого подхода к звучащему слову. Слог – это ключ к чтению. Игровые моменты и занимательные упражнения – пример творческого подхода к звучащему слову. 1.Договори последний слог. 1.Договори последний слог. Я начну, а вы кончайте, Я начну, а вы кончайте, Часть любую добавляйте Часть любую добавляйте Можно «сы», а можно «са»: Можно «сы», а можно «са»: Бу…, ве…, но…, ро…, ли…, ко…. Бу…, ве…, но…, ро…, ли…, ко…. 2.Раздели слова на слоги. 2.Раздели слова на слоги. Буду я сейчас водить, Буду я сейчас водить, Слово вслух произносить, Слово вслух произносить, Слово нужно повторить Слово нужно повторить И на части разделить И на части разделить
Работа со словом Ведущим направлением в развитии речи учащихся является словарная работа, а наиболее распространёнными приёмами – объяснение детям значений незнакомых слов перед чтением текста, Ведущим направлением в развитии речи учащихся является словарная работа, а наиболее распространёнными приёмами – объяснение детям значений незнакомых слов перед чтением текста, словообразовательный анализ, словообразовательный анализ, работа с многозначными словами, омонимами синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами. работа с многозначными словами, омонимами синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами. Подбери синонимы к данному слову : смешной - … (забавный, потешный, комический). Подбери синонимы к данному слову : смешной - … (забавный, потешный, комический). Игра «Кто быстрее?». Подобрать по 5 фразеологизмов со словом нос ( глаз, зуб, рука, нога и т.д.). Игра «Кто быстрее?». Подобрать по 5 фразеологизмов со словом нос ( глаз, зуб, рука, нога и т.д.). Назови пару: молодость - …, день - …, направо - …. Назови пару: молодость - …, день - …, направо - …. Найди омонимы: Косит коса, а заяц косит Найди омонимы: Косит коса, а заяц косит Трусит трусишка, а ослик трусит. Трусит трусишка, а ослик трусит.
Роль сочинения в развитии речи. Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Работа над сочинением предоставляет учителю большие возможности открыть детям глаза на мир – огромный, прекрасный и многообразный, развить их душу, чувство, разум. Задача учителя заключается также в том, чтобы научить вдумываться в тему, раскрывать её; подчинять своё сочинение основной мысли; уметь высказывать своё мнение. На уроках развития речи пишем сочинения по материалам экскурсий, по картине, по сюжетной картинке, по личным впечатлениям.
Работа с текстом. Работу с текстом провожу тщательно и разнообразно: чтение всего текста; пересказ; чтение нового текста, заранее подготовленного дома; чтение цепочкой; чтение вполголоса; нахождение отрывка к рисунку; ответы на вопросы; нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы; чтение самого интересного отрывка; чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено; нахождение предложений, которые стали поговорками; беседа с сопровождением выборочного текста; беседа о том, чем понравилось произведение; чтение по ролям;
нахождение предложения, отрывка, который надо прочитать весело, радостно, печально, с досадой, возмущением и т.д.; нахождение и чтение образных слов и описаний, кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное правило; нахождение самого длинного слова; работа со словарём; комбинированное чтение; конкурсное чтение.
Особенности уроков развития речи в образовательной системе « Школа 2100» 1 класс-расширение и обогащение словарного запаса. 2 класс- сочинение по рисунку, творческий диктант с подготовкой, составление предложений с заданными словами на изученную орфограмму, свободный диктант. Тетради по литературному чтению развивают умение понимание текста,творческие способности,связную письменную речь. Серия упражнений способствует развитию объема памяти учащихся.В пособие включены уроки написания сочинений разных жанров, описаны все шаги, которые должны сделать дети на уроке.
Роль внеклассной работы в развитии речи Много волнений и счастливых мгновений связано с драмкружком «Теремок», руководителем которого являюсь около десяти лет. Одной из главных задач, помимо развития эстетического идеала, эмоциональной сферы, считаю работу над совершенством речи. Много волнений и счастливых мгновений связано с драмкружком «Теремок», руководителем которого являюсь около десяти лет. Одной из главных задач, помимо развития эстетического идеала, эмоциональной сферы, считаю работу над совершенством речи.
Заключение. Детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль – помогать ученикам обнаруживать чудеса на каждом уроке. Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопросы, и я радуюсь тому, что мои питомцы не боятся их задавать. Ребята пробуждают во мне энергию вдохновения и творчества, и я с любовью всё принимаю. Детская душа желает приобщиться к чуду. Моя же роль – помогать ученикам обнаруживать чудеса на каждом уроке. Вместе с детьми ищем ответы на волнующие их вопросы, и я радуюсь тому, что мои питомцы не боятся их задавать. Ребята пробуждают во мне энергию вдохновения и творчества, и я с любовью всё принимаю. В памяти всплывают слова любимого мною Учителя – В.А.Сухомлинского: «Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души». Сколько таких кусочков души отдано мною за эти 29! И сколько ещё предстоит отдать! Любовь же к детям, к своей профессии не иссякает, а день ото дня становится более мудрой, глубокой. В памяти всплывают слова любимого мною Учителя – В.А.Сухомлинского: «Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души». Сколько таких кусочков души отдано мною за эти 29! И сколько ещё предстоит отдать! Любовь же к детям, к своей профессии не иссякает, а день ото дня становится более мудрой, глубокой. Найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья. Поэтому завтра у меня вновь появится желание учить детей и учиться самой творить и побуждать к творчеству. Найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья. Поэтому завтра у меня вновь появится желание учить детей и учиться самой творить и побуждать к творчеству.
Театр «Теремок»
Капельки моей души…