Подготовили и провели: учитель-дефектолог: Липатова Л.В. воспитатель : Кирилюк И.Л.
Дать детям знания об органах чувств, их работе и побуждать активно пользоваться ими при познании окружающего мира
Дать элементарные знания об органах чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их строении и функциях. Развивать зрительное, слуховое восприятие, вкус, обоняние, осязание. Развивать умение созерцать предметы, явления, направляя внимание на более тонкое различение качеств. Формировать умение пользоваться информацией, полученной при помощи органов чувств в разных видах деятельности. Способствовать формированию осознанного бережного отношения к органам чувств и уходу за ними. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение сообща заниматься предложенным делом.
Непосредственно образовательная деятельность Чтение художественной литературы Взаимодейст- вие с семьей Игровая деятельность Опытно- исследова- тельская деятельность Продуктивная деятельность Реализация проекта
1.« Как устроены глаза?» Опыты: Определите цвет радужной оболочки глаз у своего друга. Определите цвет радужной оболочки своих глаз. Какой предмет вам в этом поможет? Знакомство с зависимостью величины зрачка от яркости света. Заполнение таблицы после опытов.
Коррекционные игры и упражнения для определения цвета (оттенков), формы, величины предметов, их местоположения и удаленности в пространстве.
1.« Орган слуха -ухо». Расширяли представления детей о сенсорных возможностях уха и его назначении. Знакомили со строением уха. Опыт с ватой. Учили определять: источник звука, громкость звука, направление звука и его удаленность. Игры: «Громко-тихо», «Откуда слышен звук?», «Далеко- близко», « Кто услышит больше звуков?» и другие. Познакомили с правилами бережного ухода за ушами.
2. « Этот удивительный мир звуков». Знакомили с многообразием звуков окружающего мира: речевыми, неречевыми, музыкальными. Познакомили с их условными обозначениями. Игры: « Что я делаю?», «Что упало на пол?», « Узнай по голосу», «Определи звук и обозначь нужной карточкой ( с усложнением)» и другие.
Знакомили детей со звуками, предупреждающими об опасностях ( звук падающего дерева, звук разбивающегося стекла, гудок приближающегося поезда, скрип тормозов и т.д.) и информирующими звуками ( звуковой светофор, сигнал окончания работы стиральной машины, сигнал лифта и т.д.).
1. «Как мы дышим и зачем?» Уточнили знания детей о строении и назначении носа. Нос как орган дыхания. Правильное и неправильное дыхание. Нос человека различает около 400 различных запахов. Правила ухода за полостью носа. 2. «Этот удивительный мир запахов». Учили сосредотачивать внимание на запахе, соотносить запах с соответствующим предметом или явлением, дифференцировать запахи, использовать обонятельную чувствительность в практической деятельности.
Один и тот же запах может быть приятен одному человеку и неприятен другому ( запах жареной рыбы). Запахи могут предупреждать об опасностях ( запах испорченных продуктов, запах дыма, гари, газа). Опыт : детям предлагалось узнать по запаху 5 предметов, определить к какому виду запахов он относится, приятен он или нет и заполнить таблицу.
1. «Волшебный язычок». Знакомили детей с зонами языка и обозначали их разными цветами (сладкий вкус – красный цвет, соленый вкус-зеленый цвет, кислый вкус- желтый цвет, горький вкус- синий цвет). Дети определяли вкус продуктов и называли какая зона языка работает. Дети на основе чувственного опыта вспоминали и рисовали продукты разных вкусов в нужной цветовой зоне.
Один и тот же вкус может быть приятен одному человеку и неприятен другому. Детям предлагалось попробовать овощи и определить, какие из них имеют приятный (неприятный) для них вкус, а к каким они безразличны и заполнить таблицу. С детьми был проведен опыт: зависимость вкусовых ощущений от температуры.
«Приготовим обед»
1.« Осязание. Что это?» Знакомили детей со строением кожи, ее защитными и сенсорными функциями ( защищает от микробов, защищает от перегрева и переохлаждения, чувствует тепло, холод, боль, прикосновение, давление, вибрацию). Опыты: Определите с помощью органа осязания температуру воды в бутылке и обозначьте цветной карточкой. Определите, какую фигуру нарисовала палочкой на вашей коже? Определите, чем я прикоснулась к вашей коже (перышком, тканью, мехом..) Уточняли знания детей о гигиенических правилах ухода за кожей.
2. « Рука- средство познания мира». Познакомили детей с тем, что на руках чувствительная кожа и особенности строения руки позволяют нам лучше всего обследовать предметы ( определять форму, величину, материал, из которого они изготовлены, свойства и качества материала. Детям предлагались игры: «Чудесный мешочек», « Найди такой же по форме предмет», «Определи материал на ощупь», «Найди ткань такой же фактуры»и т.д.
Работа с бумагой, тканью, пластилином и природным материалом.